Цель занятия: Развитие интереса к истории сотворения мира и происхождения рисунков танца. Задачи: Познакомить учащихся с происхождением рисунков танца, понятиями – «рисунок танца», «стихия огня», «стихия воды». Развить интерес к истории происхождения рисунков танца, фантазию, воображение. Воспитать интерес к истории хореографического и изобразительного искусства. Оборудование: ММП, Музыкальный центр, диски с записью музыки В.Мэй, П. Мориа, народной музыки, стулья, шифоновые платки красного цвета. Ход урока
1. Организационный момент (3 мин). Поклон, проверка отсутствующих. 2. Изучение нового материала (40 мин).
Учитель: На нашем занятии сегодня, мы познакомимся с происхождением рисунков танца, с понятиями «рисунок танца», «стихия огня», «стихия воды». Ученики строятся в колонку входят в класс маршем, затем садятся на стулья. Учитель: Огонь в сознании древнего человека ассоциировался с человеком (мужчиной). Слово «человек» состоит» из двух индоевропейских корней (kel – гореть и ag – огонь), т.е. оно означает как бы удвоенный огонь, который был подобен огромному столбу с частями тела человека (борода и руки языки пламени, нос – это вместилище души – пламени). Именно так себе представляли ведийского бога Агни наши пра-предки, индоевропейцы. Практическое задание: А сейчас, возьмите в руки эти платки и попробуйте изобразить в импровизационном движении танец огня. Звучит фонограмма (Ванессы Мэй). Учащиеся исполняют. Учитель: Молодцы! Все прекрасно справились с заданием. Многие из вас изобразили волнистое движение по вертикали двумя перекрещенными руками. Из такого положения в эпоху неолита появился крест, как самое древнее графическое изображение (свастика, перекрещение спирали и т.д.) Огонь для наших предков, был посредником между небом и землей, людьми и богами. Огонь связывался также со змеем (молния, радуга, огненный змей) и динамикой танца (танец зародился как подражание движению огня: индоевропейское dan – гореть, английское – dance – танец, танцевать, немецкое Tanz – танцевать). Вода была связана с хаосом, с рождением (плетение волн), с речью, с веткой (через понятие «плетение»), с женскими волосами (они подобны дождю), с женщиной. Практическое задание: Изобразите в движении танец воды, а ваши руки - волны. Звучит фонограмма (Поль Мариа). Учащиеся исполняют. Учитель: И снова, все справились с заданием. А что же значит волнообразное плетение и огня, и воды? В этом нам поможет разобраться самый простой хоровод. Как огонь и вода символизирует «плетение», так и рисунок танца изображает различные виды передвижений – «ходов» и образование фигур. Ярче всего эти «плетения» можно увидеть в хороводах разных областей нашей Родины России. А что же такое рисунок танца? Может быть, кто-нибудь ответит? Ученик отвечает Учитель: Рисунок танца – это расположение и перемещение по сцене исполнителей в определенном порядке. Если смотреть на исполнителей сверху, то можно обозначить рисунок схематично, например круг, крест, змейка, шахматный рисунок и т.д. Для перехода из одного рисунка в другой необходимы перемещения. Обратите внимание на ММП, мы посмотрим рисунки танца разных областей России. На ММП показ фрагментов хороводов Тульской, Вологодской, Костромской области. Учитель: Неразрывная связь художественного народного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми помогла созданию множества рисунков – фигур хороводов. В рисунках хороводов очень силен элемент изобразительности – «заплетение плетня», «переплетение хмеля». И так подведем итог нашего занятия. Мы познакомились со «стихией огня» и «стихией воды», узнали, что именно эти понятия являются историческим началом рисунков танца. Изучили понятие «рисунок танца», посмотрели виды фигур в хороводах разных областей России. На следующем занятии мы продолжим изучение рисунков танца и изучим простые рисунки танца, а так же коллективно исполним их в движении. Учитель: (2 мин) Д/З Дома нарисуйте рисунки танца, которые вы сегодня увидели и принесите их на следующее занятие. Все сегодня постарались, молодцы! На этом наше занятие окончено. До свидания. Поклон учащихся.
|