Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 136 общеразвивающего вида Кировского района г. о. Самара. Консультация для воспитателей "Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников" Подготовила: Павлова Н.В. Самара 2014 Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников
Театрализованные игры способствуют развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания и различных качеств личности (самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения: сказки, рассказы, стихотворения. Далее дети импровизируют на заданную тему.
Самостоятельность детской игры зависит от того, знают ли дети содержание произведения. Когда мы знакомим детей с произведением, ни в коем случае нельзя искажать авторский текст, но и заучивать его с ребятами до начала игры не стоит. Прочитанное становится понятным, если оно достаточно иллюстрировано. С этой целью лучше всего использовать театр на фланелеграфе либо настольный. Также можно обратится к куклам бибабо или пальчиковым. Так одновременно соз-даются зрительные образы, демонстрируются способы их эмоциональной вырази-тельности и игры. Вначале воспитатель-ведущий сам читает текст, привлекая детей к проигрыванию отдельных фрагментов. По мере того как дети овладевают содержанием, их актив-ность в повторных играх возрастает. Не надо требовать от ребят буквального воспроизведения. Но когда текст будет достаточно хорошо усвоен, нужно поощрять точность его изложения. Читая песенки или стихотворения, подключайте детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, имитируют голос, интонацию, движения персонажей. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки были всеми узнаваемы. Необходимо учить детей средствам выразительности. В младшем дошкольном возрасте это: образно-выразительные умения (имитация характерных движений животных); художественно-образные выразительные средства – интонация, мимика, пантомимика (жесты, позы, походки. Прежде чем учить детей средствам выразительности, педагог должен задуматься: обладаю ли я сам в совершенстве этими средствами? Он должен работать над собой, поскольку является образцом для детей. Далее – небольшие упражнения с детьми. Целесообразно начинать их с младшей группы. Например, после показа и прочтения сказки «Теремок» предложить детям попросится в теремок, как волк и т.д. Можно объявить конкурс «Кто лучше?». Обратить внимание детей на способы вождения персонажей и предложить им попробовать действовать самим, привлекать внимание к лучшему исполнению. Это доставит детям радость, кроме того, будут сформированы необходимые умения. В следующий раз предложить детям разыграть диалог двух персонажей: проговорить слова и действовать за каждого. Используйте упражнения в произнесении самых привычных слов с различной интонацией: «здравствуйте» (радостно, приветливо, угрюмо и др.). Детям нравится упражнения, развивающие мимику и пантомимику. Предложите им изобразить грусть, радость, удивление, страх и т.д. например, зайчика угостили сладкой морковкой (радость); из-за куста появился зубастый волк (страх). Для развития пантомимических средств выразительности используйте упражнения на память физических действий («моем посуду», «подметаем пол», «поливаем цветы»). В младшей группе предложите детям показать, как прыгает лягушка, ходит косолапый медведь. Можно использовать загадки: «Покажи, как прыгает зайка» (В.Агафонников «Ма-ленький-беленький); «Покажи, как ходит петушок» (В.Агафонников «Не ездок, а со шпорами». Итак, при умелом педагогическом руководстве и разнообразии тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованные игры дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитаний и развития личности. Игры на развитие слуха, звукопроизношения, предметно-игровых действий, формирование речи.
Угадай по звуку. Цель: развивать слуховое внимание детей. Зверята. Цель: формировать у детей навыки звукопроизношения. Возьмём Мишку на прогулку Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем. Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации. Игра с пальчиками. Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.
|