«Использование театрально-игровой деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ» |
Театральные занятия | |||
Автор: Максимова Ольга Александровна | |||
22.10.2021 23:43 | |||
«Использование театрально-игровой деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ» Автор статьи: Максимова Ольга Александровна Ведущая деятельность детей – игровая. У детей с ОВЗ она часто носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Даже обученные дети часто демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние. Это вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи и эмоционально-волевой сферы. Анализ речевой результатов диагностики детей с ОВЗ показывают, что у детей не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Воспитанники соматически ослаблены, часто болеют, имеют хронические заболевания. В таких условиях необходим комплексный подход к коррекции речи, укреплению здоровья и развитию детей со ОВЗ. Для преодоления данных проблем и достижения наилучших результатов в обучении и воспитании, более успешной коррекции и компенсирующего развития речи у детей с ОВЗ в своей работе используем театрально-игровую деятельность.
Основными социально-педагогическими функциями театрально-игровой деятельности являются: − культурологическая (обусловленная связью личности с культурой, как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им культуры театра и игры); − образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности по средствам искусства);
Совокупность всех этих функций в театрализовано-игровой деятельности способствует развитию коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями и интеграции их в микросоциум. Основными требованиями к организации театрально-игровой деятельности у детей с ОВЗ являются:
Из многообразия средств выразительности в организации театрально игровой деятельности, программа детского сада рекомендует следующее:
В театрально-игровую деятельность включаем всех детей, не зависимо от психофизиологических особенностей. Для каждого ребенка подбирается роль, с которой он может справиться. Хорошо когда совместно с детьми с ОВЗ выступают и взрослые. Совместное творчество сближает взрослых и детей, улучшает психологический климат группы. Желательно импровизированные постановки записывать на видеоплёнку, затем организуется совместный просмотр. Просмотр фото- и видеоматериалов проходит также на родительских собраниях и при индивидуальных беседах с родителями. Благодаря театрально игровой деятельности стараемся превратить родителей в своих союзников, привлекая их к различным формам деятельности, приглашая в качестве зрителей и участников на занятия и праздники. Самое ценное для детей с ОВЗ на занятиях-импровизациях – это возможность проявить свои таланты в практически реальной обстановке. Более того, раскрытия и поиску таких талантов и должна способствовать игра. Дети, увлеченные поиском, путешествием и общением с животными и птицами, действительно верят в свои силы и успех занятия. У этих маленьких человечков появляется «великанская» решимость и упорство, в глазах загорается интерес, стремление к общению, а взрослых нужно только аккуратно сопроводить своих героев к цели. С целью развития выразительного образа включаем игры с превращениями в животных и сказочных персонажей. Это позволяет расширить диапазон невербальных средств коммуникации, а в дальнейшем обогатить содержание игровых ролей. Учим устанавливать связь движениями и эмоциями, настроением персонажа. Для того чтобы воспроизведения движения осуществлялось осмысленно, а не спонтанно, его необходимо рассматривать, изучать то, что оно выражает, особенно подчёркивать зависимость внешних проявлений и внутренних переживаний персонажа. Например, логопед спрашивает: «Когда кошка сердится, она мурлычет?», «Как она держит спину, лапы?», «Как она шипит?», «Что она хочет этим сказать?», «Не подходите, оцарапаю!», «Можно такую кошку погладить?», «А почему?» Далее обучаем детей технике преображения головы, туловища, походки. Используем игры с превращениями в животных: «Сердитый кот», «Весёлые медвежата», «Мишка рассердился», «Трусишка Зайка», «Зайки серые сидят». Специально подобранные музыкальные фрагменты и эмоциональная речь педагога позволяет детям вжиться в образ и стимулировать перевоплощение. Для того чтобы развитие театрализованной деятельности проходило более успешно, создаём необходимые условия в группе: уголок ряженых, декорации, костюмы, инструменты, магнитофон, аудиозаписи сказок, музыки; настольный театр, платковый театр, театр картинок и т.д. Для театрально-игровой деятельности изготавливаем костюмы и их детали: шапочки, маски, перчатки и т.д., чтобы дети легко смогли надеть и снять их, не отвлекаясь от игры. Детям очень нравится «перевоплощаться», они имитируют движения, голос, эмоции. Театрально-игровая деятельность позволяет детям с ОВЗ накапливать опыт таких ситуаций, какие в реальной жизни им не встречались, опыт чувств и эмоций, опыт сопереживания, сотворчества. Также она помогает детям с ОВЗ расширить свой жизненный опыт и способна стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления, средством воспитания уверенности в себе. В процессе работы над образом, ребёнок с ограниченными возможностями начинает лучше понимать себя и других, формирует чувство собственного достоинства, смелость – качества, необходимые для жизненного утверждения, учится взаимному общению, которое возникает в процессе создания единого, общего продукта – спектакля. Театральная игра позволяет ранимым и неуверенным в себе детям и подросткам стать смелее, решительнее, занять более активную жизненную позицию. Использование на занятиях импровизированных театральных игр делает логопедические занятия более наглядными, практическими и эффективными. По мере достижения положительных результатов в речевом и психоэмоциональном развитии через театрализованные игры можно переходить к театрализации сказки. Для этого сначала следует отобрать из программного материала произведение, доступное восприятию детей. На логопедических занятиях выполняем мимическую и артикуляционную гимнастику, отрабатываем образ будущего персонажа сказки. Потом изготавливаем атрибуты и элементы костюмов. Дети знакомятся со сценарием на занятиях по развитию речи. Сравнивают его с содержанием сказки, обсуждают сюжет и дают нравственную характеристику персонажам. Театрально-игровая деятельность помогает приобрести навыки общения и взаимодействия с людьми, что помогает в реальной жизни легко находить общий язык с окружающими, выходить из любой сложной жизненной ситуации. Театральное искусство благотворно влияет на каждого, дарит раскрепощение, чувство уверенности в себе, помогает социально адаптироваться в обществе. Полученный эмоциональный заряд после показа спектакля или сказки, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей с ОВЗ. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Активизируется речь, игровая деятельность приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. В настоящее время, к сожалению, растёт численность детей с ОВЗ. И поэтому таким детям уделяется всё больше внимания, ищутся пути решения их проблем. Одним из эффективных способов коррекции речи и развития коммуникативных способностей, несомненно, является театрально-игровая деятельность. Список литературы:
|