Математическая подготовка детей имеет практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями. Формирование представлений и понятий о величине и форме является пропедевтическим периодом в формировании дочисловых количественных представлений и создание предпосылок для развития представлений о числе и счете. Поясним этот момент. Проводимая работа по усвоению понятий о величине и форме помогает детям научиться уверенно выделять и называть свойства предметов. Например, понятия «длинный», «короткий» и группировка их по признакам помогает детям понимать, что некоторые предметы могут быть более длинными или менее длинными, что существуют длинные и коротки пути, длинные и короткие промежутки времени и т.д. Сравнивая предметы друг с другом, дети учатся выстраивать их в упорядоченной последовательности. Такой ряд, построенный по какому – нибудь определенному признаку (например, дины, ширины, величины, толщины) и по определенному правилу (например, от длинного короткому, от большого к маленькому), называют сериацией по признаку качества. Сериация является одной из предпосылок для формирования понятия о числе, а именно для образования понятия о порядковом числительном, о счете и числе. При формировании понятий и представлений: большой – маленький, много – мало, короткий- длинный и т.д. – ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но тактильно, чувственно ощущать его.
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории проблемных детей. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Дети с задержкой психического развития пассивны и не проявляют желания действовать активно с предметами. Взрослым необходимо постоянно создавать для детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности, Требуются новые подходы к обучению и воспитанию детей, организацией всего образовательного процесса. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, находить новые формы работы, формировать познавательные интересы и способности. Для этого должны измениться и способы и средства и методы обучения. Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающий свой микроклимат, где проявляются возможности для развития интеллектуальных способностей ребенка. А для дошкольников с ЗПР это значимо вдвойне. На сегодняшний день в группу с ЗПР поступают дети и с нарушением зрения, ДЦП, с нарушением интеллекта, поэтому, интегрированных и комплексных занятий, пескотерапии, логоритмики, музыкотерапии не достаточно для достижения желаемых результатов. Возникает потребность в применении новых направлений при работе с детьми. В своей практики все занятия, индивидуальную работу провожу в форме театрализованной деятельности, так как она одна из самых доступных и понятных форм деятельности для детей любого возраста и развития. Цель данной работы повышение умственной активности в различении форм и величины предметов, обогащение знаний и представлений об окружающей действительности. Задачи:
- Последовательное знакомство с величиной и формой предметов;
- Развитие памяти, внимания и восприятия;
- Совершенствование речи;
- Раскрепощение ребенка;
- Побуждение желаний думать и рассуждать.
Принципы:
- Гуманность
- Систематичность знаний
- Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка
Театрализованная деятельность предполагает наиболее тесное сотрудничество педагога и ребенка. Через данную форму работы можно добиться максимальной активности детей, так как все игры и упражнения подобраны в сочетании с речью, мимикой, настроением ребенка и развитием мелкой моторики. Приходя на работу я ориентируюсь на настроение детей, подбираю какую же сказку взять сегодня, так как эта сказка не отдельно взятый эпизод, а она присутствует в группе в течении всего дня, этой сказки придерживаются и воспитатели во вторую половину дня. Я использую не только фольклорные и народные сказки, но и современные, которые дети видят и слышат по ТВ на детских каналах. В работе использую разные виды театра: варежковый, перчаточный, конусный, стендовый, пальчиковый. Эмоциональная насыщенность театральной деятельности является неотъемлемой частью развивающей среды детей с ЗПР, она позволяет педагогу ставить для детей проблемные ситуации и решать их, что в обычной деятельности этот метод мало доступен и неприемлем детьми. Отпадает необходимость в специальном запоминании текста, позволяет работать целой группой и индивидуально. Ребенок раскрывается в непроизвольной форме: работает мелкая моторика (пальчиковые игры), мимика, речь, усваиваются геометрические формы и понятия, величина предметов, пространственное отношение, цвет, что доказывают данные диагностики. Главная цель педагогов заинтересовать, удержать внимание вызвать у детей радость, повысить умственную активность в различении формы и величины предметов. Таким образом, данная форма работы имеет исключительно важное значение, так как вносит существенный вклад в подготовку детей к жизни, их социализация, обогащает детей знаниями и представлениями об окружающей действительности, снимает напряжение, дает расслабление, что является не маловажным для детей с проблемами в развитии.
учитель-дефектолог I квалификационной категории Нещерет Татьяна Юрьевна г. Набережные Челны
|