Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Участие воспитанников ДОУ г. Ижевска в конкурсе «От задумки к спектаклю»
Театральные занятия
Автор: Кукаева Ольга Геннадьевна Дорофеева Татьяна Евгеньевна   
18.03.2025 07:35

Участие воспитанников ДОУ г. Ижевска в конкурсе «От задумки к спектаклю»Участие воспитанников ДОУ г. Ижевска в конкурсе «От задумки к спектаклю»

Дорофеева Татьяна Евгеньевна, старший воспитатель;

Кукаева Ольга Геннадьевна, музыкальный руководитель, кандидат педагогических наук,

МБДОУ № 58

Первомайского района, г. Ижевск.

Самым любимым видом развлечения у детей является театральное представление. Оно переносит дошкольникаУР, прежде всегов волшебный мир народной сказки титульного этноса нашего края –удмуртов, где гармонично сочетается вымышленное и реальное. Воспитанники детского сада верят персонажам удмуртских сказок, и любят подражать тем героям, которые им больше всего понравились. Театр оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей, развивает этнокультурные представления о своем и иных народах. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность и содержит традиционные образы-ценности своего и иных народов (любовь, счастье, удача, дружба, доброта, смелость, честность, и т.д.). Благодаря сказке ребёнок познаёт ценности своего и других народов, выражает собственное отношение к добру и злу.

 

11 марта 2025 г. МБДОУ №58 Первомайского района г. Ижевска принял участие в III Городском фестивале детского творчества среди дошкольных образовательных учрежденийг. Ижевска «От задумки к спектаклю». Подготовка к данному событию занимала продолжительное время. Был создан одноименный проект. Учитывалась поэтапность действий.

Так, дети старшей группы «Теремок» под чутким руководством музыкального руководителя Черезовой Д.Д., воспитателей Кондратьевой С.А. и Решетниковой М.Н. сначала знакомились с различными удмуртскими сказками, затем в игровой деятельности повторяли сюжет полюбившейся удмуртской народной сказки «Красавица-береза», рисовали картины по сказке, участвовали в выставке детских рисунков в МБДОУ №58 по данной теме, позже перешли к репетиции номеров на сюжет данной сказки, подготавливали с детьми декорации и костюмы к театрализации сказки, и в итоге – представили зрителю концертное исполнение сказки.

Цель и задачи:

Цель: создание этнокультурного и образовательного пространства для развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности.

Задачи:

образовательные:

  • создавать условия для развития самореализации, детской инициативы и поддержки одаренных детей дошкольного возраста
  • формировать потребность в творческой деятельности детей дошкольного возраста по средствам участия в проектной деятельности

развивающие:

  • развивать познавательные способности, творческое мышление, фантазию, воображение, артистические способности и социальные навыки через совместное творчество, умение выражать свои идеи через различные виды искусства
  • способствовать формированию умения выразительно читать стихи, отрывки произведений, инсценировать эпизоды сказок
  • содействовать обогащению и расширению словарного запаса детей, совершенствованию диалогической речи
  • способствовать развитию у детей образного мышления, фантазии, творческих способностей
  • способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками
  • содействовать развитию эмоциональной отзывчивости и сопереживанию героям произведений
  • способствовать развитию совместного творчества родителей и детей

воспитательные:

  • приобщать к ценностям и традициям национальных культур через творчество разных народов, проживающих на территории Удмуртской Республики
  • способствовать поддержанию традиции семейного чтения
  • заинтересовать родителей жизнью группы и детского сада, вызвать желание участвовать в ней.

Ход театрализованного представления

Действующие лица

Сказочница

Бабушка – песянай (удм. яз.), дедушка –песятай (удм. яз.)

Берёзки, рябины, дубы

Ворона

жители деревни

медведи

Декорации: деревенская изба: стол с самоваром и чашками, перепечи, скамья, накрытые рушниками кадушка с дровами, мешок с мукой и сундук с золотом. Ширмы с удмуртским орнаментом и печкой.

Сказочница:

Зима в гости к нам пришла,

С собой сказку принесла.

А сказку не простую, а удмуртскую.

А называется она Красавица-берёза"!

Сцена №1

«Деревенская изба»

Выходят Дедушка и бабушка.

Вместе: Жили-были…

Бабушка: Песянай…

Дедушка: Песятай…

Дедушка: Жили мы не тужили. Но однажды…

Бабушка: А знаешь, ли ты, песятай, чего у нас в доме нет?

Дедушка: Чего, чего у нас нет?

Бабушка: А вот слушай загадку: Гуртэваё, корка пырто, педлоачизпотэ.

Дедушка: Мудрено ты, песянай, говоришь, но я тебя понял. Ты говоришь про то, что домой привозят, в избу заносят, на улицу сам выходит.

Бабушка: Да. догадался песятай.

Дедушка: Да это же дрова!

Бабушка: Видишь, песятай печь нечем топить, кушать нечего варить. Сходил бы ты в лес за лучиной да за дровами.

Дедушка: Не ворчи, песянай, лучше дай мой острый топор, пока я в путь-дорожку одеваюсь. (Дед уходит за ширму, одевает жилетку и шапку).

- Где мой тулупчик?

Бабушка: Да там висит.

Дедушка: Где моя шапка?

Бабушка: Да там лежит.

Старик возвращается, баба подаёт топор.

Дедушка: Ну, прощай, песянай, жди меня с дровами.

Обнимаются, дедушка уходит под скрип двери за кулисы. Бабушка берёт ведро и уходит за ширму-печь.

Сцена № 2

«В лесу»

Появляются берёзки.

«Танец деревьев».

Приходят дети (Игра «капустка»), после игры деревья перестраиваются.

Появляется ворона

Ворона: Кар-кар-кар! расшумелись, разыгрались! А вы знаете, что на вашу поляну идёт дед из деревни!

Деревья: (В суматохе начинают переговариваться) Дед идёт. Дед идёт!

Ворона: А вы знаете, что он в руках несёт?

1 берёза: Ленточки разноцветные?

Ворона: Да нет.

2 берёзка: Может он корзину несёт?

Ворона: Да нет.

3 берёзка: Может он студёной водицей хочет нас напоить?

Ворона: Да не ленточки и не студёной водицы, а несёт он в руках острый топор! Я предупредила вас, мне пора. (Ворона улетает, берёзки друг другу шёпотом.)

Берёза: Что-же теперь будет?

Берёза: Беда! Беда!

В лесу появляется дедушка, идёт между деревьев под удм. лирическую музыку.

Дедушка: Ну, вот и, наконец-то, я в лесу (оглядывается).

А вот то, что я ищу (останавливается около красавицы-берёзы, обходит её). И стройна, и бела, красавица берёза, жаль тебя рубить. Да ничего не поделаешь. (замахивается топором)

Берёза: Ай, ай, ай (прикрывается рукой). Пожалей меня, старик, не руби! Я берёзка не простая, а волшебная. Чего тебе надо – всё у тебя будет.

Дедушка: (дедушка испугался, даже топор из рук выронил, падает на колени, хватается за голову).

Сколько лет на свете живу, а такого чуда не видывал! (Встаёт) Живи берёза дальше, не срублю и ветки. Пойду-ка да своей, песянай, расскажу про такое чудо!

Дедушка уходит. Берёзы уходят за кулисы.

Сцена № 3

«Деревенская изба»

Деревенская изба, бабушка выходит наливает в самовар воды. Входит дедушка под скрип двери.

Бабушка: Ну, песятай, чего с пустыми руками из леса пришёл? Дома-то совсем холодно, печь уже три дня не топлена.

Дедушка: Да, погоди ты, песянай. Дай отдышаться.

Бабушка: А я говорю, опять будем на холодной печи спать!

Дедушка: Послушай, какое чудо в лесу повстречал! Пришёл я в лес, а там берёзки, одна лучше другой растут. Выбрал я красивую да стройную берёзку, только замахнулся, а берёзка человеческим голосом говорит: " Не руби меня, пожалей, а что попросишь, то и будет».

Бабушка: Да! Вот-так чудо! Значит она волшебная. Вот это да! Эх, ты дурень! Не хочет береза, чтобы её рубили, так попроси у неё дров. У нас ни одного полешка нет. Собирайся в дорогу!

Дедушка: (грустно) – Эх! Делать нечего!

Дедушка уходит за кулисы, бабушка уходит за ширму.

Сцена№ 4

«В лесу»

«Танец берёз».

Приход деда в лес, звуки природы.

Дедушка: Здравствуй, красавица-берёза! Выгнала меня, писенай. Приказала попросить у тебя много-много дров. У нас печь топить нечем.

Берёза: Ступай, старик, домой, будет у вас в доме много дров.

Дедушка: Спасибо тебе берёза. (Дедушкакланяется, уходит).

Берёзы уходят за кулисы.

Сцена № 5

«Деревенская изба»

Выходит, бабушка, открывает кадушку с дровами, топит печь.

Входит дедушка.

Дедушка: Ну, песянай, видишь сколько у нас лучины и дров!

Бабушка: Да, дров много, а почему ты у берёзы только дрова попросил?

Иди, проси муки да зерна. Ты, погляди-ка у соседей, полные амбары, а у нас с тобой пусто. Старый ты, дурень, деревянная твоя голова.

Дедушка: Да, ты что, песянай, сейчас только к берёзе ходил. Погоди, ты нельзя этак!

Бабушка: Иди, (кричит) поторапливайся!

Бабушка выталкивает дедушку, он уходит за кулисы, бабушка уходит за ширму.

Сцена № 6

«В лесу»

«Танец берёз».

Дедушка идёт между берёзами под звуки природы.

Дедушка: (кланяется берёзе) Красавица- берёза! Меня моя, песянай, опять к тебе послала – требует, муки да зерна полные амбары.

Берёза: Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет. (делает поклон)

Дедушка уходит. Берёзы уходят за кулисы.

Сцена № 7

«Деревенская изба»

Бабушка выходит и хлопочет на кухне: открывает мешок с мукой, накрывает на стол, ставит перепечи. Вернулся дедушка, входит под скрип двери.

Дедушка: Ну, теперь всегда сыты будем!

Бабушка: Да, посмотри сколько перепечей я напекла, садись поешь.

Дедушка садится за стол, ест перепечи, нахваливает. Бабушка слушает и внезапно начинает сердиться.

Бабушка: Старый ты, дурень, деревянная твоя голова! Почему только муки попросил? Иди, проси сундук золота!

Дедушка, повесив голову со вздохом уходит за кулисы, бабушка уходит за ширму.

Сцена №8

«В лесу».

Входит дедушка под звуки природы. Подходит к берёзе кланяется.

Дедушка: Красавица-берёза! Меня моя, песянай, опять к тебе послала –требует сундук золота!

Берёза: Иди, старик, иди: что просишь, то у тебя и будет.

Старик уходит. Берёзы уходят за кулисы.

Сцена №9

«Деревенская изба»

Бабушка выходит, открывает сундук, садится рядом с сундуком склонившись и золото из одной руки в другую пересыпает. Дедушка входит домой.

Бабушка: Посмотри-ка, какое богатство привалило. Надо его спрятать, как следует.

(Накрывает покрывалом сундук, садится сверху на него).

Бабушка: Сходи, песятай, к берёзе, попроси у неё что-нибудь такое страшное, чтобы люди пугались и на наше золото не зарились.

Дедушка со вздохом отправляется в лес.

Сцена №10

«В лесу»

Выходит красавица-берёза

Дедушка: Здравствуй, берёзка! Помоги, избавь от кручинушки.

Берёза: Говори, в чём кручина?

Дедушка: Как сказать-то, не знаю, берёзонька. К нам в дом пошли что-нибудь страшное, такое, чтобы люди пугались и на наше золото не зарились, так моя песянай, наказывала.

Берёза: Хорошо, будь, по-вашему. Что просишь, то и сделаю.

Сцена №11

«Деревенская изба»

Бабушка выходит, надевает маску медведицы.

Входит дедушка, а бабушка зарычала на него по-звериному и убежала за кулисы.

Дедушка: Что-то с ней неладное. (Чешет в затылке в недоумении).

Дедушка: А мне-то как теперь жить без бабушки? Хоть и жадна, и сварлива была, да ведь век вместе прожили. Лучше бы я тоже таким зверем стал (убегает за ширму).

Раздаётся звук рычания медведей.

Выбегают два медведя.

Дедушка-медведь: Значит, услышала красавица берёза моё желание (убегают, рычат).

Выходят ворона и сказочница.

Ворона: Умоезумоенберытске — Добро добром возвращается!

Выход всех героев.

Представление воспитателем героев сказки и всех взрослых, которые участвовали в подготовке сказки.

Литература

Красавица берёза. Удмуртская народная сказка// allforchildren. ru›ft/sk_udmurt02. php

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год