Проект «Волшебный мир театра» для старшего дошкольного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №165» г. Перми
Разработала: музыкальный руководитель Попкова О.А. 2022- 2023 учебы год
Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов)
Характеристика проекта:
Тип проекта: творческий, познавательно-игровой, информационный, практико-ориентированный.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2022 – 2023уч. год).
Режим работы: во время занятий, на дополнительных занятиях, на индивидуальных занятиях.
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели старших групп 5 и 6, дети, родители.
Возраст детей: 5 — 6 лет.
Скачать проект
Продукт проекта: Совместные театрализованные постановки детей и взрослых не только на площадке ДОУ, но и на большой сцене клуба «Юбилейный».
Новизна проекта: использование новых инновационных технологий в работе с детьми таких как Эвритмия, ритмопластика, ритмодекламация, хор рук и т.д.
Актуальность проекта:
Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей в нашем саду, является театрализованная деятельность. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.
После беседы с детьми, выяснилось, что многие еще ни разу не были в театре. Они не представляют, что это такое, кто там работает, для чего он нужен. Дети изъявили желание о нем узнать.
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания проекта «Волшебный мир театра».
Реализация проекта позволила сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью совместного творчества детей и взрослых. Развитие «актерского мастерства» дошколят через многочисленные образы, звуки, краски помогло не только сформировать творческую личность, но и накопить опыт разных переживаний, развить речь ребенка, обогатить словарь. От выступления к выступлению, в процессе театрализованных игр, слушанья, просмотра спектаклей жизнь детей в дошкольном учреждении наполнилась новым содержанием, яркими впечатлениями, положительными эмоциями от совместной творческой деятельности.
Проблема:
Поверхностные знания детей и родителей о различных видах театра. Недостаточное развитие творческих способностей детей в «актёрском мастерстве».
Цели проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к современной театральной деятельности, развитие у детей артистических способностей. Приобщение детей и родителей к театральной культуре. Совместная театральная постановка детей и взрослых.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Дать знания о театре, как виде искусства; представления об особенностях разных театров (оперы, балета, кукол, драмы, сатиры, комедии, юного зрителя).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт (знания детей о театре, его истории, видах, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии). Показать значимость и необходимость каждой профессии в театре.
- Закреплять основы поведения в театре.
- Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
- Активизировать и совершенствовать словарный запас, звукопроизношение, навыки связной и выразительность речи.
- Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
- Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
- Ввести в активный словарь детей следующие понятия: актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер и т.д.
- Обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
- Приобщать детей и родителей к совместной дизайн — деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.
- Способствовать увеличению двигательной активности, направленной на развитие координаций движений, развитие крупной и мелкой моторики.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.
- Развивать артистические навыки, познавательные способности детей, сценическое творчество детей и взрослых, способность самостоятельно выбирать жесты, нужную интонацию, выражение лица; подводить к умению самостоятельно импровизировать в создании нового образа, сюжета.
- Развивать способность запоминать слова героев.
- Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
- Развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их (ритмопластика).
- Развивать творческое содружество в детско-взрослом коллективе.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения, уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности.
- Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность.
- Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
Для родителей:
- Расширить знания родителей о видах театра, правилах поведения в театре.
- Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении различных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей через совместную театрализованную деятельность.
Для воспитателей:
- Способствовать творческой активности детей.
- Создать условия для формирования у детей творческих способностей.
- Вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.
- Развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.
- Развивать потребность в совместной с детьми и взрослыми театральной деятельности, а также в деятельности, направленной на творческое решение по подготовке спектаклей.
- Обогатить уголок театрализованной деятельности.
Формы работы с детьми:
- Беседа о театре и его видах
- Игровые упражнения
- Подвижные игры с элементами драматизации
- Дыхательная гимнастика
- Театрализованные игры
- Воображаемые путешествия
- Проведение спектаклей
- Организация развивающих и творческих игровых занятий
- Организация совместных с родителями мероприятий
- Организация посещений культурных мероприятий.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное)
- драматизация детских литературных произведений
- беседы после просмотра спектаклей
- упражнения по дикции, ритмике, хореографии
- театрализованные игры-превращения
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы, театральные этюды.
Формы работы с родителями:
- Совместное изготовление пособий для организации предметной среды.
- Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
- Консультирование родителей по ведущим вопросам.
- Организация совместных посещений объектов культуры и
культурных мероприятий и т.д.
Развивающая среда включает в себя:
- различные виды театров
- реквизиты, декорации для разыгрывания этюдов, сценок и спектаклей
- костюмы для игр – драматизаций
- детская художественная литература
- театральные уголки в группах
Предполагаемый результат проекта:
- Укрепление связей между детским садом и семьёй.
- Повышение знаний о театре и его видах.
- Улучшение отношений между детьми и взрослыми.
- Укрепление связи между родителями и воспитателями.
- Развитие артистических способностей детей и родителей.
- Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральнойкультуры.
- Повышение теоретического уровня профессионализма педагогов.
Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.
- Пополнение предметно-пространственной развивающей среды ДОУ разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
- Установление тесного контакта с родителями.
- Участие в городском конкурсе театральных постановок «По дорогам сказок»
- Совместные театральные постановки детей и взрослых на базе ДОУ и клуба «Юбилейный».
Этапы проекта:
1-й этап — Предварительная работа (сентябрь-октябрь)
- Планирование работы.
- Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами театра, чтения стихов, интернет).
- Опрос детей и родителей на тему «Что я знаю о театре?»
- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозируемый результат.
- Подбор материалов, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Волшебный мир театра».
- Создать развивающую среду по данной тематике (Стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности детей).
- Подобрать рисунки, наброски по изготовлению костюмов, реквизитов и декораций к будущим постановкам сказок.
- Создать условия для формирования интереса к театральному искусству.
- Обсуждение проекта с воспитателями и родителями; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта.
- Составить перспективный план мероприятий.
- этап — Основная работа (ноябрь-апрель)
- Активизирование деятельности участников проекта по реализации темы.
- Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.
- Познакомить детей с историей возникновения театра, видами и т.д.
- Изучение литературы, рассматривание иллюстраций, картинок…
- Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей, театрализованная деятельность.
- Беседы о театре, объяснение театральных понятий, словесные инструкции, чтение художественной литературы;
- Демонстрация наглядного материала (иллюстрации, плакаты, презентации, просмотры театральных произведений для детей с использованием ИКТ).
- Творческая деятельность (игровое творчество, песенное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- Использование новых технологий в работе с детьми (Эвритмия, ритмопластика, ритмодекламация и др.)
- Театрализованные, дидактические, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;
- Упражнения для эмоционального развития детей, по дикции, на развитие мимики, детской пластики;
- Репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
- Показ театрализованного представления «Снежная королева» (декабрь).
- этап — Заключительная работа (Май)
- Обобщить полученные детьми знания о театре.
- Подведение итогов в реализации проекта.
- Создание альбома о театре.
- Создание подборки стихов, загадок, рассказов о театре.
- Создание атрибутов, костюмов к сказкам (совместно с родителями и детьми); пополнение настольных театров.
- Проведение мониторинга исполнения задач проекта.
- Участие в городском конкурсе театральных постановок «По дорогам сказок»
- На заключительном этапе реализации проекта проводится итоговое театрализованное представление силами детей и взрослых на большой сцене «По дорогам сказок» (май).
Мониторинг выполнения задач проекта «Волшебный мир театра»
Критерии оценки:
1) В ДОУ созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности:
- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);
- дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;
- дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;
- различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;
- дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.
2) В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре:
- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре;
- педагог организует посещение театра, показывает слайды и видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;
- в группе имеются различные виды театра: пальчиковый, настольный, кукольный, и т д.
3). Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:
- используются игры-драматизации в различных видах детской деятельности;
- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;
- на занятиях изготавливаются атрибуты для театральных постановок.
4. ) На занятиях по театрализованной деятельности педагог использует инновационные технологии в работе с детьми такие, как Эвритмия, ритмопластика, ритмодекламация, пантомима, хор рук и т.д.
Выводы:
- Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.
- В лице родителей мы нашли поддержку в подготовительной работе по изготовлению декораций, атрибутов, костюмов, игрушек и т.д..
- Совместная деятельность позволила родителям лучше узнать своего ребенка, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания, потому что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества.
- Постановка «Снежная королева» стала победителем краевого фестиваля- конкурса для музыкальных руководителей ДОУ «Зажигают звезды» в номинации «По дорогам сказок», организованным творческой группой ГМО музыкальных руководителей г.Перми.
- Постановка «По дорогам сказок» прошла с огромным успехом на большой сцене клуба «Юбилейный» (в зале присутствовало около 200 зрителей)!
Таким образом, проект “Волшебный мир театра” позволил проявить творческую активность детей, педагогов и родителей, полностью раскрыть у каждого скрытые эмоциональные и творческие возможности.
Перспективы:
- Создание картотеки театрализованных игр по всем возрастным группам.
- Пополнение методической копилки сценариями и конспектами непосредственной образовательной деятельности с элементами театрализации.
- Привлечение родителей для участия в праздничных утренниках, развлечениях, тематических днях и др. в качестве литературных героев.
- Показ театрализованных постановок для детей детского сада и за его пределами.
- Продолжение поиска интерактивных форм работы с родителями в области художественно – эстетического развития детей.
- Разработка пакета рекомендаций по включению родителей в единое образовательное пространство через участие в детских театрализованных праздниках и развлечениях.
Используемая литература:
- Н.Ф Сорокина, Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра»; «Айрис — пресс», Москва 2007 год.
- А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
- Е.В. Мигунова «Организация театральной деятельности в детском саду», Великий Новгород, 2006 год.
- И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
- Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004г.
- Н.В. Зарецкая, З.А. Роот «Праздники в детском саду», Москва изд-во «Айрис-пресс», 2001 год.
- «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2014 год.
- Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».
- Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.
|