«Развитие речевых способностей детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» |
Театральные занятия | |||
Автор: Смирнова Татьяна Александровна Петровцева Елена Николаевна | |||
23.05.2024 10:23 | |||
«Развитие речевых способностей детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (Мастер – класс «Сказка в чемодане») Авторы:
МАДОУ «Детский сад №132» г. Череповец, Вологодская область Актуальность. Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. Вот почему развитие речи становится наиболее актуальной проблемой в современном обществе.
Хорошо развитая речь помогает ребёнку легко вступать в общение с окружающим миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка. Речевое развитие ребенка, осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная деятельность (далее — ТД) — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой. ТД стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми), является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, в процессе которой происходит речевое развитие дошкольников. Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Педагогам и специалистам в ДОУ необходимо создавать условия для развития речи на основе традиций своего народа через обращение к историческим корням и национальным истокам русского народа, в частности: к малым формам фольклора родной Вологодчины, к историческим и современным истокам и брендам нашей области, к изучению биографии известных людей бытности и современности, которые послужили на благо Вологодской области. И начинать нужно, мы считаем, с интересных сказок, которые представлены в необычной форме – в чемодане. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать — для детей это настоящее чудо! Чтобы нам, воспитателям и музыкальному руководителю, было чем показывать такие "чудеса" мы изготовили различные виды театра в нашем «чемодане» на основе регионального компонента. Наша работа опирается на ведущие педагогические идеи педагогов, таких как: Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского; на современные исследования А.Б. Запорожца, Н.Н. Подъякова, Т.С. Комаровой и т.д. Мы разработали и апробировали образовательные практики, которые способствуют формированию речевых способностей у детей через активную театрализованную деятельность со своими сверстниками, родителями, педагогами. Пособие «Сказка в чемодане» включает в себя разные формы и виды творческой деятельности детей и их родителей, педагогов, направленной на развитие речевой активности детей. 1. 2. 3. Лэпбук (lapbook, или как его ещё называют — тематическая папка) – это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. С помощью лэпбука дети и родители, педагоги читают сказки, манипулируют героями своей созданной сказки в совместной деятельности на основе регионального компонента. Сценарий мастер — класса Цель: создание условий для развития творческих способностей и фантазии, речевой активности детей младшей группы и родителей через интеграцию познавательной и художественно – эстетической деятельности. Задачи:
Оборудование: предметы для мини музыкального занятия, игрушки бибабо, на подносах разные виды театров и предложенные карточки с театральными этюдами, столы и стулья для участников, мультимедийная установка, музыкальный центр, ширма. Ход мастер – класса: Звучит музыка, родители рассаживаются за столами. Дети входят с воспитателями в зал, встают полукругом… Музыкальный руководитель: Дорогие ребята, уважаемые взрослые. Сегодня мы пришли на необычное занятие. Мы пришли вместе с вами поиграть в сказку. Хотите научиться? Тогда отправляемся в страну «Страна чудес». Там нас встретят интересные герои сказок, и мы сами попробуем создать свою сказку. Но сначала надо немного поразмяться… Исполняется ходьба – бег «Раз, два, раз» Устали наши ножки, Бежали наши ножки, Мы немножко отдохнем, А потом танцевать начнем. Воспитатель 1: Проверим сейчас, как умеют мальчики и девочки танцевать вместе, сообща. Исполняется танец «Чок да чок» Воспитатель 2: По пути в страну сказок мы повстречали необычную корзиночку, а что же там? (клавесы). Давайте покажем нашим родителям, как мы умеем эмоционально и очень ритмически играть на клавесах. Исполняется «Ритмическая зарисовка» (с клавесами) Дети садятся к родителям за столы с клавесами. Музыкальный руководитель: Да, ребята, вы готовы отправиться в страну сказок, а вот наши родители еще не проверены. Давайте покажем им, как еще можно играть под музыку в клавесы. Исполняется «Ритмическая зарисовка 2» (сначала играют дети, потом родители). Появляется Зайка (игрушка бибабо) на руке воспитателя Зайка: Ребята, уважаемые взрослые, здравствуйте. Я пробегал мимо и увидел, как вы весело играете. Я символ этого года, приходил к вам на праздник, но хочу, чтобы вы меня всему научили и взяли с собой в страну сказок. Воспитатель 2: Конечно, зайчик, даже не переживай, мы возьмем тебя с собой и всему научим. Для начала – хочешь с нами поиграть? Мы умеем и любим превращаться в озорных и шустрых заек. Вот смотри. Музыкальная игра «Зайчики и лисички» (у воспитателя 2 лисичка) Дети садятся на места… Лисичка (воспитатель 2): Какие замечательные зайки получились, а меня возьмите с собой в страну сказок. Я тоже хочу… Музыкальный руководитель: Конечно, лисичка. Но Зайки и Лисички в стране сказок будет маловато. Нам надо научиться делать еще декорации. Например, елочку. У нас будет целый еловый лес, где будут гулять зайчик и лисичка. Сделаем елочку? Продуктивная работа под музыку Детям и родителям выдаются «волшебные палочки» (разноцветные проволочки). Дети накручивают проволочку на указательный пальчик. Ритмическая пальчиковая игра под музыку «Наша елочка» (родители делают вместе с детьми). Музыкальный руководитель: Ребята, дорогие взрослые, по-моему, мы попали в страну сказок (воспитатели выдвигают ширму, показывают небольшой спектакль). Спектакль для малышей «Личика, зайчик и елочка» (на основе регионального компонента) Фонограмма «Вступление» (на ширме два домика, в одном – зайчик, в другом – лиса) Ведущий: Жили-были Лиса и Заяц. Наступила зима, стало очень холодно, выпал снег. Лиса построила себе ледяной домик, а Зайчик лубяной. Скоро Зайчик с Лисичкой стали готовится к встрече Нового года. Фонограмма «Зайка» (На ширме появляется зайчик с ёлочкой) Зайчик: — Какую красивую елочку подарила мне Снегурочка! Я её нарядил, украсил игрушками. Будет у меня такая красавица дома стоять. Я буду зимой гостей ждать и вместе с ним хоровод вокруг елочки водить. Поставлю елочку пока здесь, а сам за подарками схожу. Фонограмма «Лиса» (На ширме появляется лиса) Лиса: — Ах, какая красивая у Зайца елочка! И стройная, и высокая, и нарядная! А у меня нет такой! Утащу-ка, я у Зайца елочку, пусть такая красота меня радует в праздник. А зайчик еще себе найдет. Фонограмма «Лиса уносит ёлку» На сцене появляется Зайчик. Зайчик: — Ой, а где же моя елочка. И здесь ее нет, и здесь тоже, куда же она подевалась? (Ответы детей) — Вот Лисичка, вот, плутовка, опять она меня провела. Что же теперь делать, как же теперь быть. Ведь если не будет у меня елочки, дружок-Снеговичок и не отыщет тогда мой домик (Плачет.) Пойду, попрошу Лису вернуть мне елочку назад, ведь это моя елочка, мне её Снегурочка подарила. Подходит к домику лисы Зайчик: — Ну-ка, лиса, отдавай мою елочку обратно, это подарок Снегурочки, верни ёлочку! Лиса (выглядывает в окошко домика): — Вот еще!!! Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Фонограмма «Лиса пугает зайца» Ведущий: Зайчик испугался, отбежал к своему домик и стоит, лапками мордочку закрыл, плачет. Фонограмма «Зайчик плачет», На ширме появляется Снеговичок. Снеговичок: — Что ты плачешь, Зайчик, кто тебя обидел? Зайчик: — Жили мы с Лисой по соседству, и все у нас было хорошо, но она решила у меня елочку отобрать. И остался я теперь без елочки. А без елочки никто из друзей не придет ко мне (плачет) Снеговичок: — Не плачь, зайчик, я тебе помогу. Снеговичок подходит к домику лисы. Фонограмма «Пытаются выгнать Лису» Снеговичок: — Ну-ка, лиса отдавай Зайчику елочку обратно. Лиса (выглядывает в окошко домика): — Вот еще!!! Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Ведущий: Снеговичок испугался и убежала. Зайчик опять сидит и плачет. Фонограмма «Медведь» (На ширме появляется Медведь) Медведь: — Что ты плачешь, Зайчик, кто тебя обидел? Зайчик: — Да вот, Мишенька, жили мы с Лисой по соседству, и все у нас было хорошо, но она решила у меня елочку отобрать. И остался я теперь без елочки. Медведь: — Не плачь, зайчик, я тебе помогу. (Медведь подходит к домику лисы). Медведь: — Ну-ка, лиса отдавай Зайчику елочку обратно. Лиса (выглядывает в окошко домика): — Вот еще!!! Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Ведущий: Медведь испугался, заревел и убежал. Фонограмма Деда Мороза (На ширме появляется Дед Мороз) Дед Мороз: — Кто это здесь так горько плачет. Что случилось, Зайчик, может, я тебе помогу? Зайчик: — Здравствуй, Дедушка Мороз. Не сможешь ты мне помочь, вот и у Снеговичка и у медведя не получилось и у тебя не получится. (плачет) Дед Мороз: — Не плачь, зайчик, я тебе помогу. (Дед Мороз подходит к домику Лисы) Дед Мороз: — Лисичка-сестричка, выгляни в окошко, это я Дед Мороз пришел, хочу на твою елочку посмотреть. Лиса: — Ой, здравствуй, Дедушка Мороз, проходи, посмотри какая у меня красивая елочка. Дед Мороз: — И правда, елочка очень красивая, а зачем же ты ее у Зайца украла? Не стыдно тебе? Лиса: — Прости меня Дед Мороз, прости меня, Зайчик, просто я так хотела, чтобы ко мне тоже пришел Новый год, что не удержалась и унесла елочку. Зайчик, возьми свою елочку обратно. (Зайчик забирает елочку) Зайчик: — Дедушка Мороз, а давай, оставим елочку на улице возле моего домика и домика Лисички. Так никому обидно не будет. И ко мне и к Лисичке придут друзья. Все герои танцуют, дети хлопают в ладоши. Музыкальный руководитель: какая восхитительная сказка у нас получилась. Браво. А чему учит эта сказка? Скажите, уважаемые взрослые? Давайте и мы с ребятками сделаем свою сказку. Театральные индивидуальные этюды. Детям и родителям выдаются этюды на листочках, атрибуты к сказке. Вид театра (пальчиковый, театр кружки, бибабо, театр перчатки, настольный деревянный театр, театр-марионетки и т.д.) участники выбирают сами. Необходимо взрослым выразительно читать текст, с ребенком играть куклой (персонажем). Зайчик: какая интересная у нас получилась страна сказок. Лисичка: мы с вами не прощаемся. Вместе с ребятками больше читайте, учите стихов, беседуйте, выполняйте задания и играйте. Сказки живут везде и всегда. До новых встреч! Выводы: Использование рассмотренных выше образовательных подходов воспитательной работы в деятельности музыкального руководителя и педагогов позволяет наиболее эффективно формировать гармонически развитую личность дошкольника, развить духовно-нравственные ценности в условиях образовательной организации. Использованные педагогические технологии дают возможность педагогам ДОУ корректировать, формировать и развивать все важнейшие нравственные качества человека, а также побуждать родителей воспитывать и развивать речевые навыки детей через театрализованную деятельность. Мы убеждены, что для эффективного личностного развития дошкольника необходимо взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения. И это сотрудничество хорошо раскрывается в представленном нами педагогическом опыте. Данная система работы способствует раскрытию индивидуальности, создает условия для самовыражения, самореализации детей, созданию наиболее комфортных и эффективных способов получения детьми необходимых знаний и умений. В ходе реализации педагогического был создан практический материал для использования другими педагогами в образовательной деятельности.
|