Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной игры |
Театральные занятия | |||
Автор: Сергеева Наталья Сергеевна | |||
17.12.2023 20:37 | |||
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной игры В современном мире для каждого человека очень важно уметь взаимодействовать с другими людьми. Коммуникативные способности необходимы для достижения успеха в личной и профессиональной сфере. Учиться выстраивать отношения с людьми нужно с самого детства. Именно поэтому развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста очень актуально. Отметим, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие указано в качестве самостоятельной образовательной области. Поэтому внимание педагогов должно быть направлено на развитие коммуникативных способностей детей. Средств развития коммуникативных способностей дошкольников много. Наиболее эффективным среди них, на наш взгляд, является театрализованная игра. Игра является основной деятельностью детей, а сама сущность игры носит социальный характер.
Поделюсь опытом своей работы в МАДОУ «Радость» №7 (Нижний Тагил). Театрализованная деятельность является комплексной творческой деятельностью педагогов, а также детей и родителей. Она включает в себя действия по созданию театральной предметно-развивающей среды, проведение детских театральных постановок, а также применение элементов театральной деятельности на различных занятиях. При организации театрализованной игры мною решаются разнообразные задачи развития коммуникативных способностей. Среди них: развитие взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, развитие социального и эмоционального интеллекта, а также работа над формированием готовности к совместной деятельности. Подготовка театрализованной игры начинается с создания театральной предметно-развивающей среды. Готовятся реквизиты, декорации, а также костюмы. Участие в их изготовлении является процессом, имеющим собственную ценность. В процессе изготовления костюмов и декораций происходит обучение детей взаимодействию. В данной работе участвуют не только дети, но и родители и педагоги. Это укрепляет взаимодействие детей с родителями. Важными элементами для театрализованной игры являются ширма, декорации, театральные костюмы, маски и шапочки, реквизиты и игрушки. Ширма – это базовый элемент, являющийся сценой. К декорациям относятся фигуры деревьев, зверей и другие элементы. Театральные костюмы персонажей готовятся как для детей, так и для воспитателей или родителей. Это могут быть костюмы лисы, медведя, бабки, деда, зайчика и других персонажей. Также для этих персонажей готовятся шапочки и маски. К реквизитам относятся волшебный сундучок, мешок, волшебная палочка и др. В театрализованной игре я применяю игрушки и куклы пальчикового и наручного театра. В ходе подготовки я организую беседы с детьми о театре. Знакомлю дошкольников с понятием театра, объясняю, почему люди посещают театр. После того, как подготовлены все необходимые предметы, начинаем театрализованную игру. Я применяю несколько видов данной деятельности. Режиссерские игры – настольные театрализованные игры. К ним относятся настольный театр игрушек и настольный театр картинок. Здесь ребенок ведет роль игрушечного персонажа, действуя за него, применяя свою мимику и свой голос. Особенно такой вид театрализованной игры нравится младшим дошкольникам. К примеру, я организую театрализацию сказок «Репка» и «Курочка Ряба». В сказке «Репка» применяются фигурки всех персонажей, также и самой репки. При театрализации сказки «Курочка Ряба» применяю игрушки золотого яйца, фигурки бабки, игрушки курочки и т.д. Приведу пример театрализованной игры «Лошадка» для детей младшей группы. Читаю детям стихотворение А. Барто «Лошадка». Предлагаю показать, как мальчик ухаживает, причесывает свою лошадку. Организуя театрализованную игру «Теремок», показываю ее на фланелеграфе, обращаю внимание детей на голос и движения каждого героя, затем предлагаю детям проиграть сказку. Задаю детям вопросы: «Как начинается сказка?», «Кто первый пришел к теремку?», «Кто пришел вслед за мышкой?», «Кто еще пришел к теремку?» и т.д. Дети инсценируют стихотворения А. Барто. Например, «Бычок»: «Идет бычок, качается: «Ох! Доска кончается», Вздыхает на ходу: «Сейчас я упаду!». Дети «идут» по тонкой жердочке, при этом раскачиваются и проговаривают текст. Дети учатся выражать эмоции в мимике и словах, что помогает развитию коммуникативных способностей. В театральных постановках участвуют не только дети, но и взрослые, например, воспитатели. Когда я организую театр на полу, то применяю куклы-марионетки. Так как детям сложно справляться с этими куклами, ими управляют воспитатели, а дети являются зрителями. Дети с восторгом наблюдают за спектаклем и воспринимают образную и яркую речь. Следующим видом театрализованных игр, применяемых в моей работе, являются игры-драматизации. В младших группах дети играют в самые простые сюжеты, детям помогает воспитатель. В игре ребенок представляет поведение персонажа сказки и реализует его. В младшей группе я стараюсь выбирать наиболее простые сказки: например, «Колобок», «Курочка Ряба» и другие народные сказки. Иногда я провожу игру-драматизацию не просто по сказке, а по сюжету, придуманному заранее. Здесь дети могут кормить и одевать кукол, выполнять другие действия. Другим видом театрализованной игры в моей работе является театрализованная игра на занятиях. Элементы театрализации ввожу на занятиях по речевому и познавательному развитию детей. Например, в ходе занятия появляются персонажи и им нужно помочь выполнить какую-либо задачу. Роль персонажа может выполнять кто-то из детей или воспитатель. Театрализованная игра также применяется мною в процессе организации праздников. Чаще всего роли здесь выполняют взрослые – родители и воспитатели, а дети знакомятся с возможностями театрализованной деятельности. В театрализованной игре есть определенные достоинства. К театрализованной игре и постановке нужно заранее готовиться. В процессе этой подготовки дети знакомятся со сказками, репетируют, учатся договариваться друг с другом. Театрализованная игра в отличие от сюжетно-ролевой игры не должна отклоняться от сюжета, поэтому ребенок при подготовке к роли развивает речь, у него тренируется память, дошкольник учится общаться по правилам. Организую настольный, пальчиковый, кукольный театр. В течение года проводим с детьми пальчиковые игры. Также организую игры-драматизации, игры-этюды, мини-сценки, применяю теневой театр. Детям нравятся игры-драматизации по сказкам и детским произведениям. Среди младших детей роли распределяет воспитатель. Я не заставляю детей учить слова наизусть, даю им свободу творчества. Детям нужно только запомнить основную сюжетную линию. В процессе подготовки дети рисуют сказочных героев. Предварительно показываю роль каждого участника игра, демонстрирую эмоции, а также интонацию и громкость голоса. Так дети учатся управлять речью. В старшем дошкольном возрасте организую такие театрализованные игры, как игра-драматизация «Месяцы», когда дети импровизируют, рассказывая про каждый месяц года. Организуя театрализованную игру, стараюсь выбирать сюжеты, ориентируясь на возраст детей. Даю возможность детям проявить свободу творчества. Показываю детям способы передачи эмоций. Мой практический опыт показывает, что театрализованная игра способствует развитию коммуникативных способностей детей на всех этапах детства, начиная с младшего дошкольного возраста.
|