Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность
Театральные занятия
Автор: Алимпиева Венера Тагировна   
15.03.2023 19:03

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельностьРазвитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

Дошкольный возраст — это сензитивный период речевого развития ребенка, характеризуемый высокой восприимчивостью к влиянию факторов внешней и внутренней среды. Степень сформированности речи в дошкольном возрасте является одним из базовых компонентов полноценного развития ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально насыщенной и благополучной обстановки, способствующая возникновению мотива учувствовать в речевом взаимодействии [10]. Одним из видов детской деятельности, которая формирует такую ситуацию, является театрализация.

Театрализация – это форма игровой деятельности, использующаяся для развития творческого потенциала ребенка, его познавательных способностей с помощью приемов драматизации [4] Театральная деятельность включает сюжетно-ролевые отыгрыши по определенному сценарию, а также упражнения, направленные на освоения различных навыков. Театрализация включается в образовательную деятельность дошкольника через театрализованную игру, т.к. игра – ведущий и наиболее доступный вид деятельности, через которую ребенок перерабатывает и выражает эмоции и знания [8].

 

Проблема применения театрализованной деятельности в речевом развитии дошкольников активно изучается психологами и педагогами. Г.А. Волкова в собственном исследовании показала, что театрализованные игры стимулируют активную речь за счет расширения разных ее сторон – словарного, монолога, диалога, грамматического строя, совершенствование выразительности. Театрализованные действия влияют на развитие речи через взаимодействие с куклами, ролевую деятельность, художественную речевую деятельность (пересказ от лица персонажа, напевание и т.д.) [2].

Кроме того, во время ознакомления нового литературного произведения для театрализованной деятельности, происходит расширение пассивного словарного запаса дошкольников, в речи активизируются наречия, местоимения, прилагательные Театрализованная деятельность способствует развитию грамматического и синтаксической системы речи, дошкольники научаются выстраивать предложения, грамматически верно сочетать слова.

По причине многообразия форм театрализованной детальности они оказывают разное влияние на речевые процессы. Так, создание собственных сочинений или театральная игра на импровизацию увеличивают продуктивность речи. Вокальные, двигательные театральные постановки развивают исполнительское творчество [1].

Театрализованная деятельность способствует развитию не только содержательной стороны речи, но и эмоциональной. Выразительность, по словам С.Л. Выготского, является качественной характеристикой речи, через которую проявляется индивидуальность личности. Выразительность речи включает в себя невербальные (мимика, жесты) и вербальные (интонация, лексика) средства [3]. Развивая интонационную выразительность, театрализация дает возможность каждому ребенку передать эмоции, характерные особенности героя, выразить через диалог или монолог свое отношение к нему.

Театрализованная деятельность предполагает развитие речедвигательного аппарата. В процессе подготовки дошкольников к театрализованной постановке с ними проводятся логоритмические упражнения, артикуляционная гимнастика, заучивание скороговорок для развития дикции.

Театрализованная деятельность строится на основе интересных для детей, небольших по объему литературных произведений (сказки, стихи). Для развития речи ребенка, материал должен быть наполнен художественными средствами выразительности и иметь культурное отражение своего народа. Для младшей дошкольной группы соответствующим материалом будут сказки «Теремок», для средней «Волк и семеро козлят». Дети старшего дошкольного возраста уже воспринимают сказки иностранных авторов, поэтому для театрализации подойдет сказка «Дюймовочка» [9].

Дети старшего дошкольного возраста стремятся стать участниками театрализованного действия с целью показать зрителям постановку, порадовать их. Поэтому, в театрализованную деятельность дошкольников 5-6 лет можно подключать режиссерские игры – где ребенок с помощью игрушек сочиняет сюжет, а также кукольный театр, в котором ребенок самостоятельно создает образ с помощью средств вербальной и невербальной выразительности. Во время осуществления подобных форм театрализованной деятельности ребенок по своей инициативе активизирует собственные речевые способности [5].

Л.Е. Мазаева для развития речи дошкольников предложила собственную систему использования театрализованной деятельности на основе русских народных сказок. По ее мнению, дети являются наиболее восприимчивыми именно к русским народным сказкам. Л.Е. Мазаева выделяет следующие этапы театрализованной деятельности:

  1. Ознакомление со сказкой (рассказывание). Воспитатель, проявляя свои актерские навыки, должен пробудить интерес ребят к литературному материалу. Кроме того, при знакомстве можно использовать видеоматериалы.
  2. Запоминание сказки (пересказ). Можно использовать пересказ от лица героя произведения, приемы мнемотехник, словесное изображение.
  3. Театрализованная деятельность по сказке (играем в сказку). Задействуются кукольный, пальчиковый театр, театрализованные игры, сценки.
  4. Творческая импровизация (сочиняем сказку). Автор на данном этапе предлагает использовать Теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) для задействования сказок с открытым концам, приемы смены года в сказке и т.д [7].

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным способом развития речи для детей дошкольного возраста. Результатом использования драматизации является расширение словарного запаса, улучшение грамматического и синтаксического строя, совершенствование звуковой стороны речи, развитие выразительности речи. Кроме того, театрализованные игры способствуют социально-эмоциональному развитию ребенка. Театрализованные игры могут быть использованы педагогом, как ненавязчивым средством развития речи дошкольника.

Список литературы:

  1. Быкова, Е.И. Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности / Е.И. Быкова, И.В. Каргина, Н.А. Новикова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2013. — № 1. — С. 111-114.
  2. Волкова Т.А. Театрализованная игра как средство развития связанной речи детей старшего дошкольного возраста / Т.А. Волкова, К.В. Шеина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. — № 32. – С. 179-183.
  3. Выготский, Л.С. Мышление и речь: сборник / Л.С. Выготский.. — Москва: АСТ: Хранитель, 2008. – 668 с.
  4. Дерягина, Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ: сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира / Л. Б. Дерягина. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015. – 123 с.
  5. Доронова, Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. -М.: Просвещение, 2004. – 125 с.
  6. Ерёменко, С.В. Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность / С.В. Ерёменко, Т.И. Леонова. // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2016. — С. 103-110.
  7. Мазаева, Л.Е. Использование театрализованной деятельности на основе народных сказок в развитии речи дошкольников / Л.Е. Мазаева // Образовательный потенциал. – 2017. – С. 15-18.
  8. Махнева, М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду / М.Д. Махнева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  9. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. -метод, пособие / Е.В. Мигунова. — Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2006. — 125 с.
  10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 33
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год