Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность |
Театральные занятия | |||
Автор: Алимпиева Венера Тагировна | |||
15.03.2023 19:03 | |||
Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность Дошкольный возраст — это сензитивный период речевого развития ребенка, характеризуемый высокой восприимчивостью к влиянию факторов внешней и внутренней среды. Степень сформированности речи в дошкольном возрасте является одним из базовых компонентов полноценного развития ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально насыщенной и благополучной обстановки, способствующая возникновению мотива учувствовать в речевом взаимодействии [10]. Одним из видов детской деятельности, которая формирует такую ситуацию, является театрализация. Театрализация – это форма игровой деятельности, использующаяся для развития творческого потенциала ребенка, его познавательных способностей с помощью приемов драматизации [4] Театральная деятельность включает сюжетно-ролевые отыгрыши по определенному сценарию, а также упражнения, направленные на освоения различных навыков. Театрализация включается в образовательную деятельность дошкольника через театрализованную игру, т.к. игра – ведущий и наиболее доступный вид деятельности, через которую ребенок перерабатывает и выражает эмоции и знания [8].
Проблема применения театрализованной деятельности в речевом развитии дошкольников активно изучается психологами и педагогами. Г.А. Волкова в собственном исследовании показала, что театрализованные игры стимулируют активную речь за счет расширения разных ее сторон – словарного, монолога, диалога, грамматического строя, совершенствование выразительности. Театрализованные действия влияют на развитие речи через взаимодействие с куклами, ролевую деятельность, художественную речевую деятельность (пересказ от лица персонажа, напевание и т.д.) [2]. Кроме того, во время ознакомления нового литературного произведения для театрализованной деятельности, происходит расширение пассивного словарного запаса дошкольников, в речи активизируются наречия, местоимения, прилагательные Театрализованная деятельность способствует развитию грамматического и синтаксической системы речи, дошкольники научаются выстраивать предложения, грамматически верно сочетать слова. По причине многообразия форм театрализованной детальности они оказывают разное влияние на речевые процессы. Так, создание собственных сочинений или театральная игра на импровизацию увеличивают продуктивность речи. Вокальные, двигательные театральные постановки развивают исполнительское творчество [1]. Театрализованная деятельность способствует развитию не только содержательной стороны речи, но и эмоциональной. Выразительность, по словам С.Л. Выготского, является качественной характеристикой речи, через которую проявляется индивидуальность личности. Выразительность речи включает в себя невербальные (мимика, жесты) и вербальные (интонация, лексика) средства [3]. Развивая интонационную выразительность, театрализация дает возможность каждому ребенку передать эмоции, характерные особенности героя, выразить через диалог или монолог свое отношение к нему. Театрализованная деятельность предполагает развитие речедвигательного аппарата. В процессе подготовки дошкольников к театрализованной постановке с ними проводятся логоритмические упражнения, артикуляционная гимнастика, заучивание скороговорок для развития дикции. Театрализованная деятельность строится на основе интересных для детей, небольших по объему литературных произведений (сказки, стихи). Для развития речи ребенка, материал должен быть наполнен художественными средствами выразительности и иметь культурное отражение своего народа. Для младшей дошкольной группы соответствующим материалом будут сказки «Теремок», для средней «Волк и семеро козлят». Дети старшего дошкольного возраста уже воспринимают сказки иностранных авторов, поэтому для театрализации подойдет сказка «Дюймовочка» [9]. Дети старшего дошкольного возраста стремятся стать участниками театрализованного действия с целью показать зрителям постановку, порадовать их. Поэтому, в театрализованную деятельность дошкольников 5-6 лет можно подключать режиссерские игры – где ребенок с помощью игрушек сочиняет сюжет, а также кукольный театр, в котором ребенок самостоятельно создает образ с помощью средств вербальной и невербальной выразительности. Во время осуществления подобных форм театрализованной деятельности ребенок по своей инициативе активизирует собственные речевые способности [5]. Л.Е. Мазаева для развития речи дошкольников предложила собственную систему использования театрализованной деятельности на основе русских народных сказок. По ее мнению, дети являются наиболее восприимчивыми именно к русским народным сказкам. Л.Е. Мазаева выделяет следующие этапы театрализованной деятельности:
Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным способом развития речи для детей дошкольного возраста. Результатом использования драматизации является расширение словарного запаса, улучшение грамматического и синтаксического строя, совершенствование звуковой стороны речи, развитие выразительности речи. Кроме того, театрализованные игры способствуют социально-эмоциональному развитию ребенка. Театрализованные игры могут быть использованы педагогом, как ненавязчивым средством развития речи дошкольника. Список литературы:
|