Развитие общения и творчества дошкольников в процессе театрализованной деятельности. |
Театральные занятия | |||
Автор: Трошина Анна Валерьевна Водатурская Марина Витальевна | |||
12.01.2023 02:02 | |||
Развитие общения и творчества дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Коммуникативная деятельность занимает важное место в социальном пространстве, в котором существует личность. Это выражается тем, что коммуникативные навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. К тому же, конструктивное общение считается показателем культуры современной личности в целом[3].
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда творческое и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной и творческой сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений [4]. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача – развитие творческого потенциала подрастающего поколения в преобразовании окружающего мира с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Поэтому развитие детского творчества и коммуникации – это одна из главных задач дошкольного воспитания. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, поскольку в педагогической науке еще остается недостаточно изученным этот вопрос. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Формальный подход к решению данной проблемы в дошкольном возрасте может способствовать отставанию в развитии некоторых психических процессов, либо недоразвитии, в том числе и детского творчества. Результаты психолого-педагогических исследований по проблеме изучения творчества детей в различных видах деятельности, в том числе и в театрализованной деятельности доказывают, что воспитание активности, самостоятельности, умения творчески применять имеющиеся знания в новой обстановке, возможно, формировать уже в дошкольном возрасте (Н. А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддьяков, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина) [3]. Нас очень заинтересовала данная проблема, и для её решения мы реализовали проект «Волшебный мир театра». Проект реализован с детьми среднего дошкольного возраста. Цель данного проекта: создание условий для развития творческих способностей детей; развитие речи и общения дошкольников через театрализованную деятельность. На первом этапе нам нужно было выявить уровень взаимоотношений в группе. Мы использовали методику «Социометрия», задание «Поздравь друга с Новым годом». На каждого участника эксперимента заготавливаются три красивые открытки и конверт, которые раскладываются на скамейке в раздевалке. Дети по одному входят в раздевалку. Воспитатель (экспериментатор) говорит ребенку: «Мы играем в игру. Эти открытки положи (по одной) в шкафчик тех детей, которых ты хочешь поздравить с праздником. Класть открытку в свой шкаф нельзя». Как только ребенок разложит открытки по шкафам, ему задают вопрос: «Как ты думаешь, кто тебе положит открытки?» Во время проведения эксперимента фиксируются слова и все реакции ребенка. Затем подсчитывается количество открыток, полученных каждым ребенком, число взаимных вопросов, число выборов, которое ожидает ребенка, совпадения ожидавшихся им и полученных выборов. На основе полученных данных делается вывод об уровне взаимоотношений между детьми [1]. Ребята познакомились с разными видами театра, такими как: театр марионеток, кукольный театр, штоковый театр, театр на стаканчиках. Было проведено мероприятие с приглашённым гостем – актёром и режиссёром театра «Апрель» г. Химки МО Владимиром Юрьевичем Жуковым. На творческой встрече Владимир Юрьевич рассказал о том, как устроен театр, обо всех тонкостях профессий «актёр» и «режиссёр». Режиссёр провёл с ребятами настоящий актёрский тренинг, направленный на развитие артистизма у детей. В ходе проекта было поставлено три спектакля: «Лесной зонтик», по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом»; «Заюшкина избушка», по мотивам русской народной сказки, «Кто сказал мяу» по мотивам сказки В. Сутеева. При подготовке к спектаклям и распределении ролей мы учитывали результаты социометрии и распределяли детей по ролям таким образом, чтобы изолированные ребята общались с «предпочитаемыми» и «звездами». Хотя работа по проекту ещё не закончена, но в ходе его реализации мы заметили, что дети начали лучше общаться между собой, ведь их связывает общее дело – спектакль. Воспитанники стали лучше вживаться в данную им роль, стали раскрепощаться, творческие навыки заметно улучшились. Таким образом, реализуя наш проект, мы можем сделать вывод, что театрализованная деятельность способствует развитию творческих навыков, укреплению взаимоотношений между детьми, а также развивает внимание, речь, воображение, память. Список использованных источников:
|