Театрализованная деятельность эффективный способ развития речи дошкольников |
Театральные занятия | |||
Автор: Маишева Виктория Павловна Куксова Лилия Игоревна | |||
22.10.2022 18:10 | |||
Театрализованная деятельность эффективный способ развития речи дошкольников Куксова Л. И., Маишева В. П. воспитатели МБДОУ д/с №75 «Центра развития ребенка» г. Белгорода Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ДОО – речевое развитие дошкольников. В стенах детского сада происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет — это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря. Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.
Число дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи, слабо развитую связную речь, растет год от года. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ по картинке или серии картин, придумать собственную сказку, запомнить стихи. Не каждый может пересказать литературное произведение, понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и разнообразные гаджеты, и эта тенденция постоянно растёт, поэтому развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Л. С. Выготский отмечал, что «развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого умственного развития ребёнка». Развитие связной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также в образовательной деятельности. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём, поэтому осуществлять его надо в специфических детских видах деятельности. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов). Основными специфическими методами работы по организации игр — драматизаций с целью формирования связной речи детей являются:
Метод моделирования ситуаций предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов. Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Первая задача – научить использовать заместители. Сначала это может быть замещение элементов декорации, костюмов, предметов обихода, например, стул накрытый зеленым платком – кустарник или дерево, кубики желтого цвета – пирожками и т.п. Затем замещение основывается на каком-либо различии между персонажами. Это могут быть различия по цвету (например, Волк будет изображаться серым кружком, Красная шапочка – красным в сказке Ш. Перро «Красная шапочка»), по величине (Мишка – большой кружок, Мышка – маленький в латышской сказке «Лесной Мишка и проказница мышка»). Проигрывание психогимнастических этюдов на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к "проживанию" за другого, но по-своему. Этапы работы с этюдами следующие:
Метод творческой беседы предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога, а также беседы, словесные игры и упражнения для лучшего понимания текста, пополнения и расширения словарного запаса. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на принесенные вещи, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глаза, вдохнуть, с выдохом открыть глаза, осмотреть группу. «Раз, два, три – не зевай! Из какой сказки вещи отгадай!») или «сказочное зеркальце» (без стекла). Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: корзинка с «пирожками» (Не ее ли несла Красная Шапочка?), скалка (Не эту ли скалку нашла Лисичка?) и т.д. Затем поинтересоваться у детей, знают ли они из какой сказки эти вещи. Следующие словесные игры и упражнения помогают ребенку понять образные слова и выражения, встречающиеся в литературных произведениях. Беседы помогают понять глубину характера персонажа, понять замысел автора, запомнить слова героя или автора. Метод ассоциаций дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы. Упражнение «Скажи по-другому» Воспитатель читает фрагмент из сказки и спрашивает: Как можно сказать по-другому? За спину схоронилась (спряталась). Волчище страшный (ужасный). Лежал-лежал, да и задремал (заснул). Игра «Скажи наоборот». Развитие умений подбирать антонимы к изолированным словам. Беседа «Как понимать эти слова?». Развитие умений подбирать синонимы к изолированным словам. «Как ты понимаешь это выражение?» Когда так говорят? Например, «Сломя голову». Если дети затрудняются, им предлагается текст: «Однажды Ваня проснулся и увидел, что будильник сломался, и он уже опаздывает в школу. Мальчик оделся и быстро побежал на урок. Навстречу Ване шла женщина и сказала: «Ты что бежишь сломя голову?» Ваня удивился и сказал: «У меня голова на месте». Почему женщина так сказала?». Игра «Что одинаково называют, да по-разному выглядит» Развитие умения понимать многозначность слов. Можно называть устно, а можно зарисовать на листе бумаги. Например, «кисть» — кисть руки, кисть для рисования, малярная кисть, кисть винограда или рябины. Игра «Какой, какая, какое?» Развитие умения подбирать слова, характеризующие героя, или угадывать героя по словам определениям. Например, веселый, озорной, непослушный, быстрый, деревянный, любознательный (Буратино) и т.д. Игра режиссерская — особый вид индивидуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью. Ребенок придумывает сюжет, который разыгрывает с помощью кукол или других предметов, действуя и говоря за них. Режиссерская игра способствует развитию речи, мышления, воображения. Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре — одновременном выполнении разных ролей — от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. Основная задача педагога в развитии режиссерской игры — направлять игровую деятельность детей, обогащать другие виды игровой деятельности, которые способствуют формированию режиссерской игры. Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи развития речи детей дошкольного возраста. Используемая литература:
|