Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Театральные занятия
Автор: Туркина Юлия Сергеевна   
11.06.2022 21:17

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Туркина Ю.С. Воспитатель МБДОУ «Детский сад №105 «Антошка» Г. Прокопьевск

В дошкольном возрасте активно идет процесс формирования и развития личности ребёнка. Формирование личности – это процесс становления в обществе. Быть личностью – это значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ. Весь процесс развития личности происходит под влиянием окружающей среды. Человек изменяется физически, умственно, нравственно.

Главным условием развития личности выступает общение ребенка с другими людьми. Только в этой сфере ребёнок может проявить себя как человек и выразить свое отношение к другому человеку [4].

 

Игра (ролевая, творческая) — согласно взглядам ведущих отечественных психологов (А. В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.), ведущая деятельность дошкольного возраста. Она в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми [1].

В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационно — потребностной сферы, способностей, идеального плана сознания, преодоление познавательного эгоцентризма, интериоризацию социальных требований, нравственных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие и т. д. (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова, Д. Б.Эльконин и др.).

Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых (Л. В. Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л. Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление — истоки творчества (Л. С. Выготский, Т.Рибо).

По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д., участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [3].

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для

детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
  • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения).

Основной акцент в организации театрализованной деятельности необходимо делать не на результат в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на процесс развития личности дошкольника.

К.С. Станиславский отмечал, что спектакль – это единое художественное целое: поэт, артист, художник, музыкант, портной-костюмер, рабочий – служат единой цели, поставленной драматургом в основу пьесы.

Участвуя в процессе создания спектакля, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (изготовление кукол-персонажей, декораций, подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т.д.) и учится координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. В бесхитростном искусстве детского театра дошкольники должны получить возможность удовлетворения потребности в творческом самовыражении, самостоятельности и воплощении художественного замысла [5].

Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей

(Л. В. Артемова, Л.В. Ворошина, Л.С. Фурмина и др.) [2]. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой.

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности [4].

Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду — возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

Список литературы:

  1. Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. Учреждений [Текст] / М.Д. Маханёва. — Москва: ТЦ «Сфера», 2001. — 121 с.
  2. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. -метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого [Текст] / Е.В. Мигунова. –Великий Новгород, 2006. — 126 с.
  3. Томчикова, С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности [Текст] / С.Н. Томчикова. — Магнитогорск, 2008. – 69 с.
  4. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / Г. А. Урунтаева. — Москва: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
  5. Штанько, И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие [Текст] / И.В. Штанько. — Москва: УЦ Перспектива, 2015. — 280 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год