Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Театральные занятия
Автор: Туркина Юлия Сергеевна   
11.06.2022 21:17

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Туркина Ю.С. Воспитатель МБДОУ «Детский сад №105 «Антошка» Г. Прокопьевск

В дошкольном возрасте активно идет процесс формирования и развития личности ребёнка. Формирование личности – это процесс становления в обществе. Быть личностью – это значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ. Весь процесс развития личности происходит под влиянием окружающей среды. Человек изменяется физически, умственно, нравственно.

Главным условием развития личности выступает общение ребенка с другими людьми. Только в этой сфере ребёнок может проявить себя как человек и выразить свое отношение к другому человеку [4].

 

Игра (ролевая, творческая) — согласно взглядам ведущих отечественных психологов (А. В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.), ведущая деятельность дошкольного возраста. Она в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми [1].

В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационно — потребностной сферы, способностей, идеального плана сознания, преодоление познавательного эгоцентризма, интериоризацию социальных требований, нравственных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие и т. д. (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова, Д. Б.Эльконин и др.).

Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых (Л. В. Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л. Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление — истоки творчества (Л. С. Выготский, Т.Рибо).

По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д., участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [3].

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для

детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
  • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения).

Основной акцент в организации театрализованной деятельности необходимо делать не на результат в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на процесс развития личности дошкольника.

К.С. Станиславский отмечал, что спектакль – это единое художественное целое: поэт, артист, художник, музыкант, портной-костюмер, рабочий – служат единой цели, поставленной драматургом в основу пьесы.

Участвуя в процессе создания спектакля, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (изготовление кукол-персонажей, декораций, подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т.д.) и учится координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. В бесхитростном искусстве детского театра дошкольники должны получить возможность удовлетворения потребности в творческом самовыражении, самостоятельности и воплощении художественного замысла [5].

Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей

(Л. В. Артемова, Л.В. Ворошина, Л.С. Фурмина и др.) [2]. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой.

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности [4].

Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду — возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

Список литературы:

  1. Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. Учреждений [Текст] / М.Д. Маханёва. — Москва: ТЦ «Сфера», 2001. — 121 с.
  2. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. -метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого [Текст] / Е.В. Мигунова. –Великий Новгород, 2006. — 126 с.
  3. Томчикова, С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности [Текст] / С.Н. Томчикова. — Магнитогорск, 2008. – 69 с.
  4. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / Г. А. Урунтаева. — Москва: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
  5. Штанько, И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие [Текст] / И.В. Штанько. — Москва: УЦ Перспектива, 2015. — 280 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год