Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Театральные занятия
Автор: Сачкова Вера Олеговна   
25.03.2022 16:09

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сачкова Вера Олеговна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 11» г. Канаш Чувашской Республики

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ проблемы выявления педагогических условий использования театрализованных игр в развитии коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: педагогические условия, использования театрализованные игры, развитие, коммуникативные умения, старший дошкольный возраст.

На современном этапе развития отечественной системы дошкольного образования реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей осуществляется через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы.

 Осознавая важность коммуникативного взаимодействия детей, разработчики ФГОС ДО в содержании Программы выделили образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», цель которой является развитие общения, развитие речевого общения.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании наблюдается отход от традиционной формы организации жизни детей, и все больше внимания уделяется свободным творческим формам детской активности. Успешное развитие коммуникативных умений именно в дошкольный возрастной период помогает ребенку быть успешным, принятым и понятым окружающими людьми в течение всей своей жизни.

Содержание педагогического процесса в дошкольном возрасте составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей в старшей группе необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным персонажем известных литературных произведений.

В педагогической науке представлен широкий спектр направлений исследований по проблеме развития коммуникативных умений друг с другом (Р. С. Буре, Л. Н. Галигузова, Е. Е. Кравцова, А. П. Усова и др.). Так, Л. Н. Галигузова отмечает, что уже в старшем дошкольном возрасте закладываются те основы, на которых строится затем все школьное образование; именно в старшем дошкольном возрасте взрослый может помочь ребенку развить потребность в активном приобщении к миру человеческой культуры [3].

А. П. Воронова указывает, что первой отличительной особенностью коммуникативных умений у дошкольников является их особенно яркая эмоциональная насыщенность. Вторая особенность коммуникативных умений дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Третья отличительная особенность коммуникативных умений дошкольников заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. Четвертая отличительная особенность коммуникативных умений дошкольников состоит в том, что оно значительно богаче по своему назначению, функциям. Еще одна особенность коммуникативных умений сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера [2].

Н. И. Левшина, Л. В. Градусова отмечают, что воспитываясь в старшей группе, ребенок приобретает умения наблюдать за игрой сверстников, просить их о чем-то, благодарить. Но формы вежливого обращения ему еще надо осваивать. Дети пользуются ими преимущественно в деятельности, организованной взрослым, или когда исполняют ту или иную роль в игре. Не все умеют вовремя оказывать помощь друг другу, согласовывать свои действия. Очень немногие проявляют организаторские умения.) [4].

Как считает Л. Н. Галигузова, развитие коммуникативных умений ребенка старшего дошкольного возраста складывается в различных объединениях. Но, прежде всего, это хорошо проявляется в театрализованных играх. В театрализованной игре дети утверждают свои волевые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха [3].

Для развития коммуникативных умений в театрализованной игре перед ребенком ставится немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны педагогов организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

По мнению Е. А. Антипиной, воспитательный потенциал театрализованной деятельности усиливается тем собственно, что их тематика почти неограниченна [1]. Тема и содержание театрализованной деятельности имеет нравственное направление, заключающееся в почти любой сказке, художественном произведении и обязательно должна найти место в спектаклях и постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образцами для подражания.

Таким образом, в театрализованной игре у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что составляет один из существенных моментов, образующих развитие коммуникативных умений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е. А. Антипина. – Москва: Сфера, 2009. – 128 с.
  2. Воронова А. П. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет.) / А. П. Воронова. – Москва: Детство-Пресс, 2000. – 384 с.
  3. Галигузова, Л. Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л. Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 111. –120.
  4. Левшина, Н. И. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 6. – С. 94–103.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год