Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей с ТНР |
Театральные занятия | |||
Автор: Малышева Анна Александровна Охундадаева Иродахон Махамадаминовна Шарыпова Алена Алфеевна | |||
20.12.2021 19:11 | |||
Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей с ТНР В последнее время все большее значение приобретает проблема раннего выявления тяжелых речевых нарушений у детей. Специалисты, изучающие развитие речи детей (В. К. Воробьев, В. П. Глухов, Б.М. Гриншпун и др.), утверждают, что чем раньше начата коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, тем лучше будут ожидаемые результаты. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миромво всем многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудности общения, неуверенности в себе. Работая на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, мы совместно с логопедом, решили через театрализованную деятельность решить следующие задачи: развитие мелкой, мимической и общей моторики; развитие согласования речи с движениями, закрепление речевых навыков и умений; пополнение и активизация словаря детей; развитие диалогической речь детей в процессе театрально-игровой деятельности. В первую очередь мы организовали развивающую театрализованную среду, состоящую из различных видов театра. Инсценировали сюжетную линию знакомых для детей сказок, но не с таким сюжетом, в котором дети их слышали, а в новом, придуманном самими детьми. Для этого нами разработана увлекательная игра «Сказка за 5 ходов». Дети по очереди бросают кубик и по выпавшему рисунку, сначала определяем сцену, на фоне которой будет происходить сказочное событие. Далее, по выпавшему рисунку продолжаем рассказ, присоединив детали к предыдущей завязке. И так, до тех пор, пока сказка не будет закончена. Затем по своим сказочным сюжетам дети делали зарисовки, делали аппликации. Нами была создана книга сказок, в которую помещались тексты сказок, придуманные детьми вместе с иллюстрациями. После этого, одним из выбранного вида театра, мы с детьми обыгрываем придуманные сказки. Подведя итог, мы пришли к выводу, что такой вид организации педагогического процесса очень значим, т.к. он решает целый ряд задач как воспитательно-образовательных, так и коррекционных. Возможности театрализованных игр как средства активизации и развития речи детей с ТНР достаточно широки. Они позволяют добиваться совершенствования речи ребенка. Проводимая нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка творческих и театрализованных игр оправдывает себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, у них значительно улучшается речь. Используемая литература:
|