Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ТЕНЕВОЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Театральные занятия
Автор: Костова Марина Александровна   
07.05.2021 08:31

ТЕНЕВОЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВТЕНЕВОЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

М.А. Костова, воспитатель МБДОУ № 104, г.Томск

Внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Открыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра, т.к. игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Играя, ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, но одновременно учится жить в этом мире. Но как нам научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать? Этому, несомненно поможет театр. Театр является одним из самых доступных видов искусства для детей. Он помогает решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные как с художественным образованием детей, так и их нравственным воспитанием; развитием памяти, воображения и речи; развитием коммуникативных качеств личности; позволяет разрешению конфликтных ситуаций через игру.

Задача педагога — помочь детям усвоить нравственный опыт, который они приобретут в процессе игры с театрализованными куклами, научить детей соотносить свои эмоции и характер с персонажем, ориентироваться на социально значимые нормы поведения, повышать личностную саморегуляцию. Основная цель — включение ребенка в полную игровую деятельность. Данная цель позволяет решить следующие задачи: расширение словарного запаса, формирование коммуникативных навыков, снятие эмоционального и тревожного напряжения, развитие мелкой моторики и двигательной сферы.

 

Л.С. Выготский писал, что "Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, это творческая переработка впечатлений, комбинирование их и построение у них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка. Ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому".

Действительно, в игре ребенок проявляет себя как артист, разыгрывает сюжет, и как декоратор, обустраивает место для инсценировок. Дети, как волшебники, умеют жить и действовать в своем воображаемом мире.

В нашей группе развитию творческих способностей детей средствами театрализованного искусства уделяется большое внимание. Создан уголок театрализованной деятельности, который содержит разные виды театров: настольный, пальчиковый, теневой, куклы бибабо, маски, различные самодельные домики. Для изготовления декораций используем бросовый материал. Особый интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает теневой театр, который мы изготовили своими собственными руками. Для создания теневого театра необходимо: экран, источник света, куклы – силуэты на палочках – герои произведения и элементы обстановки (деревья, дома, облака и т.д.). В качестве источника света мы использовали настольную лампу, а так же устанавливали экран напротив окна. Во время игры необходимо держать декорации близко к экрану.

С ребятами нашей группы совместно изготовили персонажей театра. Их мы вырезали из черного картона, контур оформляли с помощью шаблонов и трафаретов. К силуэтам приклеили деревянные палочки. В теневой театр наши ребята любят играть по сказкам В.Сутеева, инсценируют русские народные сказки, а так же придумывают свои собственные сказки, используя героев разных сказок. ( «салат» из сказок). Очень часто мы устраиваем вечера развлечений с использованием теневого театра, основанных на творчестве и импровизации детей, делающих процесс воспитания не только познавательным, но и более интересным, эмоциональным, что дает возможность формировать нравственный мир детей.

Один из вариантов теневого театра – показ на экране силуэтов различных животных с помощью рук. Самое трудное – не только сделать фигурку с помощью пальцев, но и суметь правильно отразить тень на экране, а также производить движения пальцами, чтобы заставить фигурку двигаться и разговаривать.

В своей работе с детьми я использую различные дидактические игры, основанные на использовании теневого театра. Это игра «Повтори за мной» — воспитатель или ребенок за экраном показывает движения пальцев рук, а дети, сидя перед экраном повторяют данные движения. Игра «Что и где» — воспитатель читает сказку, акцентируя внимание детей на расположении предметов на экране, после прочтения сказки ребята отвечают на вопросы расположения предметов относительно друг друга (слева, справа, над, перед, около и т.д.). Игра «Строители» — воспитатель за экраном строит постройку из кубиков, например башню. Ребята, сидя перед экраном с аналогичным набором кубиков повторяют данное строение. Все эти игры развивают внимание, способствуют развитию речи, зрительно – моторной координации.

Театрализация является положительным инструментом воздействия на детей. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают окружающий мир, незаметно начинают корректировать психические трудности. На основе любимого персонажа ребенок становится радостнее, эмоции выражены ярче. Многие дети преодолевают трудности в общении, становятся раскрепощенными и менее застенчивыми.

Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка – это дополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию ребенка, развивают его воображение. В нашем дошкольном учреждении данные развлечения часто применяются в качестве упражнений для развития моторики и речевой культуры ребенка.

Используемая литература:

  1. Мигунова педагогика в детском саду. ТЦ Сфера, 2009. Театр теней: что такое теневой театр.
  2. Линь Ли, Восхитительный театр теней / TIANSHANNET. [Электронный ресурс]. URL:
  3. Лыкова И.А., Шипунова В.В. «Теневой театр вчера и сегодня».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год