Презентация «Музыкально-игровая гостиная» |
Театральные занятия | |||
Автор: Щитова Лариса Михайловна | |||
04.05.2021 19:10 | |||
Презентация «Музыкально-игровая гостиная» Автономная некоммерческая организация дошкольная образовательная организация «Центр Развития детей «МИР ДЕТСТВА» филиал «Лукоморье» музыкальный руководитель: заслуженный работник культуры РФ Щитова Лариса Михайловна 2021 год, Москва Направление: проектно-игровая деятельность, художественно-эстетическое развитие Цель: Приобщение детей к театральной культуре Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование и материалы:
а) эпизод «Елка растет»; б) испанский танец; в) розовый вальс, г) pas de deux
Еженедельно по пятницам для средней и подготовительной к школе групп в филиале «Лукоморье» проводятся «Музыкально – игровые гостиные». Три гостиные подготовительные, а четвертая –итоговая. Мы представляем конспект итоговой музыкально-игровой гостиной «Музыкальный театр» в подготовительной к школе группе В сентябре 2020г. меня пригласили на должность музыкального руководителя в АНО ДОО «Центр развития детей «МИР ДЕТСТВА», филиал «Лукоморье». Пообщавшись с детьми и воспитателями, выяснилось, что дети, проживающие в Москве или ни разу в своей жизни не были в театре, или были один – два раза. По согласованию с руководством, я разработала образовательный проект для увлекательного знакомства детей с разнообразным, красивым, мудрым миром народной культуры и театра. Так возник проект из 6 – ти «Музыкально – игровых гостиных», которые я проводила с октября 2020 г. по апрель 2021г. Начиная с октября 2020г. в течении календарного месяца 1 раз в неделю я провожу «подготовительные», как я их называю «Музыкально – игровые гостиные» по заранее запланированным темам (см. слайд №5). Таким образом получается, что три «Музыкально – игровые гостиные» «подготовительные», а четвертая – «итоговая» Эти занятия – мероприятия проводятся помимо основных музыкальных занятий, как дополнительные. Еженедельно по пятницам для средней (старшей группы у нас в садике нет в этом сезоне) и подготовительной к школе групп случается небольшое театральное событие с активным участием всех детей. Сценарий один, но с учетом возрастных особенностей программа для средней группы менее насыщенная. Для каждой «Музыкально – игровой гостиной» оборудование и материалы разные. Общим остается правило: использовать оборудование и материалы так, чтобы дети их смогли потрогать, понять как пользоваться. Для данной гостиной я приносила детские пуанты, детскую репетиционную пачку и все девочки, кто проявлял интерес, примеряли, трогали, мальчики тщательно прощупывали пуанты, изучали устройство пачки… Мы смотрели видео материал о репетициях детей в АРБ им. А.Я. Вагановой, где кроме всего интересного ректор академии, народный артист СССР Н. М. Цискаридзе рассказывал, как правильно завязывать ленточки на пуантах. Для шестой гостиной мы использовали большое количество народных инструментов из многих стран мира (имею коллекцию народных инструментов) и дети по желанию, а желание у всех огромное, осматривали муз. инструменты, познавали принцип игры… Темы для гостиных выбирались мной так, чтобы их можно было наполнить имеющимися у меня в коллекции концертными костюмами, реквизитом. Конечно, в программе каждой гостиной можно использовать и материал из учебной программы. На подготовительных гостиных мы знакомимся с музыкальными играми, конкурсами, инструментами, концертными программками, концертными костюмами, театральными билетами и проч., а на итоговой гостиной со знанием и уверенностью все необходимое используем. Главное, на мой взгляд, при составлении программы каждой гостиной музыкальный руководитель должен сохранять здравомыслие: включить в программу интересный, познавательный, разнообразный материал, но не много! Дети уже привыкли к моему яркому артистичному перевоплощению на итоговых гостиных. Я всегда выступаю в роли феи Музыки, но костюмы у меня разные. Имея богатую коллекцию профессиональных концертных восточных и русских костюмов, мне всегда удается вызывать восторг у детей при появлении в новом образе. Также и для детей я обязательно продумываю наряды и способ появления нарядов: из волшебного сундучка, большой посылки, в домике… В нашем детском садике «Лукоморье» очень красивые детские интерьеры и есть традиция проведения увлекательных квестов. Свои итоговые гостиные я провожу в трех разных помещениях: комнате релаксации, центре детских активностей – учебном классе и в музыкальном зале. Все три помещения я готовлю утром заранее, чтобы итоговую гостиную провести на одном дыхании, как настоящий спектакль, где дети и я играем свои роли. На итоговой гостиной (один раз в месяц) мы действительно подводим итоги по тому материалу, с которым знакомились на трех подготовительных гостиных: загадки, конкурсы, музыкально- ритмические игры, песни, танцы, частушки, импровизация. На итоговых гостиных мы смотрим только фрагменты тех концертных номеров, которые полностью смотрели на подготовительных гостиных. Обсуждая какой – либо видео или аудио фрагмент я, как правило, делаю акцент на то, что у нас еще не получается, а у выступающих — великолепно: не крутиться и не отвлекаться на сцене, красиво выходить и уходить, следить за осанкой… Отрадно видеть, как дети запоминают такие «иллюстрации» и уже на занятиях сами, одергивая товарищей, ссылаются на увиденное: «Помните, как дети в балетном училище не толкаются на репетиции, а вы/ты что толкаешься!» Дети с интересом и даже некоторой серьезностью играют свои роли, которые им достались по жребию. Иногда происходят курьезы: капельдинер и осветитель вместе с оркестрантами уселись на сцену, пришлось их препроводить в партер и амфитеатр. После знакомства с устройством зрительного зала в театре (вторая «Музыкально – игровая гостиная «Путешествие в театр») мы и на занятиях нередко ставим маленькие стульчики в первый ряд – партер, а стулья повыше во второй ряд – амфитеатр. Как правило, я стараюсь на итоговой гостиной готовить для детей сюрпризы не только в виде загадок, но и в виде неожиданных ролей. В данном случае это: Щелкунчик, Дроссельмейер, Мышиный король. Дети охотно и почти всегда с легкой естественной импровизационностью погружаются в исполнение. Проведя цикл музыкально – игровых гостиных в средней и подготовительной к школе группах мне приятно поделиться результатом: получилось именно увлечь детей! Изучаемый материал так понравился детям, что они по своей инициативе в группах разыгрывают сцены из балета «Щелкунчик», играют в русские народные игры, играют в артистов ансамбля «Березка» и русского народного хора им. М.Е. Пятницкого… Дети из подготовительной к школе группы находят в интернете с помощью Алисы полюбившиеся им мелодии ( «Марш Радецкого» И. Штрауса; русские народные песни «Я на печке молотила», «Степь, да степь кругом» и др.) В следующем творческом сезоне – это можно уже говорить не шутя – планирую продолжить проведение «Музыкально – игровых гостиных» и очень надеюсь, что воспитатели будут не только внимательными зрителями, но и подтянутся к нам с детьми и будут полноценными участниками.
|