Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль театра в воспитании дошкольника.
Театральные занятия
Автор: Белобородова Надежда Каюмовна   
20.02.2021 22:55

Роль театра в воспитании дошкольника.Роль театра в воспитании дошкольника.

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б. М. Тепло)

О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди. Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей.

Можно выделить детский театр (спектакли разыгрываются силами детей) и театр для детей (профессиональный театр, предназначенный для детской аудитории). Сегодня существует огромное количество театральных кружков и студий, в том числе на базе дошкольных учреждений, которые по силе воспитательного воздействия не уступают профессиональным театрам.

 

Занятия театрализованной деятельностью позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом с учётом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и т.д. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. При этом «выход к зрителям», который и для взрослого человека является испытанием, требует особой подготовки. Детям нравится разыгрывать небольшие этюды, перевоплощаться в героев знакомых сказок. Они с удовольствием участвуют в создании декораций, оформлении сцены.

Выбор спектакля – дело сложное. Лучше если педагог примет это решение вместе с воспитанниками. При этом важно помнить, что ни один ребёнок не должен остаться без роли. Как известно, маленьких ролей не бывает, поэтому в спектакле должны участвовать все дети. Однако у дошкольников должен быть выбор. Кто-то захочет быть «режиссёром» или «оформителем» спектакля, а кто-то может быть, «зрителем». Не надо настаивать, если ребёнок не хочет брать какую-либо роль, при этом важно отметить его любое участие в подготовке спектакля.

Роль воспитателя в организации театрализованной деятельности, безусловно, велика. Педагог должен находить доступные для детского понимания комментарии, объяснения всей цепочки действий, событий, помогать «играть» и репетировать роль, использовать импровизационную природу коллективной театральной игры. Но велики и трудности, с которыми ему приходится сталкиваться. В первую очередь, это загруженность, когда на творчество не остаётся времени. Кроме того, многие педагоги недопонимают значение театрализованной деятельности для развития дошкольников. Зачастую в детском саду и семьях воспитанников знакомство с театром осуществляется бессистемно, носит поверхностный характер. В связи с этим участие в театрализованной деятельности детей происходит без специальных знаний. Ещё чаще все начинания педагога в этом направлении не поддерживаются родителями.

Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Воспитанники дошкольных образовательных учреждений приобщаются к этому виду искусства в основном посредством спектаклей- сказок, праздников, кукольных представлений, организуемых педагогами.

Учитывая то, что педагоги не являются профессионалами в сфере постановки детских спектаклей и праздников, им приходится самостоятельно овладевать режиссерскими компетенциями — теоретическими знаниями и практическими умениями в области драматургии, режиссёрского замысла, принципов организации репетиционной работы.

Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр — значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.

К театрализованным формам сценической деятельности воспитанников, детей и взрослых, педагогов и родителей относятся спектакли, оперы, праздники, кукольные представления, постановка которых обеспечивается и режиссёрскими компетенциями педагогов. Режиссёром театрализованных представлений, праздников и спектаклей в детском саду, как правило, выступает творческий музыкальный руководитель, или воспитатель, наделённый артистизмом, фантазией и любовью к детям и театру, или педагог дополнительного образования, который руководит детской театральной студией. Поскольку среди работников дошкольных учреждений практически невозможно встретить профессиональных режиссёров, то для качественной постановки детских спектаклей и праздников им приходится овладевать режиссёрскими компетенциями, которые включают в себя:

  • общекультурные представления об истории и сущности профессии режиссёра в контексте театрального искусства
  • педагогические аспекты режиссёрских функций организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

-теоретические знания, практические умения и опыт в драматургии, режиссёрского замысла, этапов постановки детского спектакля, организации репетиции с детьми.

Специфика работы с детским театральным коллективом в дошкольном учреждении обусловлена требованиями режимного процесса, плановостью воспитательного процесса, педагогическими традициями театрализации утренников и праздников детского сада. Спектакль с детьми создаётся в течение нескольких недель или месяцев, а показывается один или два раза. Именно однократность детского спектакля, неповторимость и органичность игры дошкольников отличают его от профессионального представления. Воспитатель отвечает за то, чтобы все компоненты спектакля как формы сценического действия на момент показа были качественно подготовлены, ни один из технических, психологических или организационных моментов не мог прервать спектакль, создать трудности для исполнителей или зрителей.

Неслучайно процесс постановки спектакля рассматривается как педагогически целенаправленная организация театрализованной деятельности дошкольников, которая обеспечивает их социальное, интеллектуальное и эстетическое развитие. Подготовка любого театрального действия с детьми имеет четкий план и находится под обязательным контролем.

Спектакли в детском саду организуются:

  • как самостоятельные премьеры детской театральной студии
  • в составе детских праздников
  • в композициях тематических и сезонных праздников
  • в составе педагогического театра, интегрирующего театральное сотворчество педагогов и воспитанников

-в процессе театрализованной деятельности дошкольников в группе.

Совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна, поэтому родителей воспитанников следует привлекать к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причём в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. Это поможет им лучше узнать своего ребёнка, особенности его характера, темперамента. О значении театра в воспитании детей следует рассказывать родителям на консультациях, круглых столах. Педагог может посоветовать посетить с ребёнком тот или иной спектакль, потом обсудить с ним увиденное и сделать иллюстрации.

Литература:

  • Генов, Г.В. Театр для малышей. — М.: Просвещение, 2011. — 154 с.
  • Доронова, Т.; Доронова, Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» — М., 2011. — 27 с.
  • Ершова, А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. — 2013. — № 4. — С.3-4.
  • Камаева, Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 6. — С.5-7.
  • Неменова, Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 1. — С.19.
  • Маханева, М.Д. Театральная деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 11. — С.6-14.
  • Томчикова, С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. — Магнитогорск: МаГУ, 2012. — 69 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год