Значение театрализованных игр в развитии личности дошкольника |
Театральные занятия | |||
Автор: Милеева Наталья Михайловна | |||
29.10.2020 22:29 | |||
Значение театрализованных игр в развитии личности дошкольника В настоящее время встаёт вопрос о том, какие способности и навыки должны прививаться и осваиваться, как воспитывать человека, способного к саморазвитию. Чтобы сделать образование современным и интеллектуальным начинать надо с дошкольного возраста – оно начало всех начал. Я уверена, — ничто так не развивает ребёнка и его мозг, как игра – наиболее доступный ребёнку и интересный ля него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Простейшие игровые упражнения, игры – этюды, дыхательные тренинги, психотренинги, метроритмические разминки и движения с музыкальными элементами, тренинги воображения и памяти способствуют не только становлению маленьких «актёров», но и общему развитию ребёнка, формированию его вкуса, коммуникативных навыков, творческих способностей.
Великий В. А. Сухомлинский писал: «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждают моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому». А выдающийся режиссёр и актёр К. С. Станиславский, характеризуя детскую игру говорит, что игра ребёнка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребёнку только сказать себе «… как будто бы», и вымысел живёт уже в нём. Дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способностями к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми должны использоваться разные возможности ля того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: «Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с нами здоровается. А давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона.» С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших етей. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировок знакомых детям стихов и сказок ( «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировке сказки «Репка» малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах. Так как я работаю в логопедической группе, то ежедневно и на занятиях, и в индивидуальной работе с детьми, и в повседневной жизни, использую различные словесные упражнения и тренинги. Звукопроизношение – это основа занятий в логопедической группе и здесь мне помогаю упражнения-тренинги: «Усиление и ослабление», «Глиссандо», «Произнесение разных видов слогов», «Рифмовка на парные согласные», «Слоги жестами» и др. У детей необходимо вырабатывать правильную дикцию, умение верно произносить тот или иной звук (артикуляцию). Словесные тренинги я включаю в речевую разминку, постепенно усложняя из. Сначала использую речевое прочтение ребятам известного текса: сначала просто поговоркой, затем – выразительно. После чего даются задания на тренинг памяти: повторить вслед за педагогом отдельные фразы, строчки, громко, сначала басом, потом – высоким звуком. Очень понравилась детям игра «Весёлая тарабанщина». Они были очень удивлены, что все им хорошо знакомую песенку «В лесу родилась ёлочка» можно использовать в таком необычном варианте. Воспитательные и обучающие возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, ети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Ети учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
|