Театрализованная деятельность в детском саду |
Театральные занятия | |||
Автор: Сидорова Ксения Дмитриевна | |||
26.04.2020 21:57 | |||
Театрализованная деятельность в детском саду Подготовила Сидорова Ксения Дмитриевна Музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МАДОУ №22 «Умка» Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей. Дети в этом возрасте любознательны и открыты. Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Свою выдумку, впечатление из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая от этого огромное наслаждение.
Театрализованная игра – самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, с окружающим миром; Через образы, краски, звуки, осваивают способы эмоционального выражения. Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе и театру. Вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть свою роль, быть похожими на героев сказок, совершать их подвиги. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт – все это помогает осуществить театр. Теа́тр (греч. — место для зрелищ, смотрю, вижу) -зрелищный вид искусства, представляющий собой связь между музыкой, хореографией, вокалом, литературой, изобразительным искусством. Меня, как творческого педагога, привлекла театрализованная деятельность в детском саду. Актуальность: Сегодня, дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями – интернет, компьютерные игры, планшеты, сотовые телефоны, рекламные ролики. Нынешние дети растут в виртуальном и очень насыщенном мире. Входя во взрослую жизнь, ребёнок сталкивается с такими проблемами как зажатость, не умение общаться со сверстниками. Занятие театрализованной деятельностью — один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой применяется принцип обучения: учить играя. Основной целью моей работы с детьми является: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
-выработки у ребёнка эмоциональной отзывчивости. Результативность: именно театр позволяет детям раскрепоститься, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, помогает детям лучше адаптироваться в социуме. Так же, театр является источником развития чувств, глубоких переживаний, развивает эмоциональную сферу ребёнка, дети становятся добрыми, общительными. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка. В своей практике я использую литературу Майи Давыдовны Маханёвой «Театрализованные занятия в детском саду» и методику Анатолия Васильевича Щёткина «Театральная деятельность в детском саду». В данной методике за основу берётся детское творчество, как одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Методика основана на таких направлениях как: театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи, основы театральной культуры, и работа над спектаклем. В работе с дошкольниками я соблюдаю основные принципы организации образовательного процесса:
Занятия театром проходят во второй половине дня, как групповые, так и индивидуальные. Все занятия провожу с использованием интеграции, т.е. в него включается: чтение художественной литературы, музыкальное сопровождение, пение, танцы, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и картин. Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, использую разнообразные приёмы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам. Дети знакомятся с основами театральной культуры: театральным искусством и профессиями людей, работающими в театре; правилами поведения в театре; учатся выражать своё отношение к прочитанным произведениям и просмотренным спектаклям. Театрализованная деятельность проводится в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, воспитателем, инструктором по физической культуре. Творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получить массу впечатлений и эмоций. Наши педагоги активно участвуют во всех праздничных мероприятиях, утренниках, развлечениях и досугах. С большим удовольствием играют роли. Театрализованная деятельность тесно связана с другими видами творческой активности, в частности, с музыкой и хореографией. Театрализованные игры входят в занятия по развитию речи, занятия познавательного цикла, музыкальные занятия, широко используются при чтении художественной литературы, и конечно же, украсят любой праздник. Таким образом, соблюдается одно из главных условий образовательной деятельности – интеграция всех направлений развития ребенка. В нашем детском саду театрализованная деятельность поставлена на достойном уровне. Создана предметно-пространственная среда: Театральный кружок «Колобок»; В группах у нас созданы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров (пальчиковый театр, театр би-ба-бо, настольный театр, театр на цилиндрах, театр на палочках, маски, шапочки); В каждой группе имеются театральные ширмы разных размеров; Музыкальные уголки; Кабинет «Изба» в которой проходят беседы; Так же, я тесно сотрудничаю с семьями воспитанников, где использую следующие формы взаимодействия:
Родители принимают активное участие в тематических вечерах, являются изготовителями декораций, костюмов. Использую спектакли и как часть родительского собрания. Дети показывали мини-сценки «Чья же мама всех важнее?», праздники «Рождество Христово», «Пасха», «Приходила коляда», «Осенины» и др. Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником! Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что театр дает положительные результаты: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём. Внедряя в образовательный процесс театрализованную деятельность, мы делаем жизнь детей интересной, наполняем ее радостью творчества и яркими впечатлениями. Театральное искусство вводит детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Благодаря театру, ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к окружающему миру с помощью чувств. Так, давайте же воспитывать в наших детях чувство прекрасного, которое они пронесут через всю свою жизнь! Спасибо за внимание!
|