Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи. |
Театральные занятия | |||
Автор: Никишова Елена Ивановна | |||
26.11.2019 10:04 | |||
Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи. Никишова Елена Ивановна – воспитатель Детский сад № 69 ОАО «РЖД» - Позвольте Вас спросить, как давно Вы были в театре? На этой неделе? В том году? Во время медового месяца или, может быть, только в детстве, когда заботливая мама сама брала Вас за руку и вела на детский утренник в ближайший театр (если он был в вашем населённом пункте)? К большому сожалению, таких заботливых мам не становится больше год от года (хотя бы потому, что работать им приходится всё интенсивнее), да и билеты в театр нынче “кусаются”. Поэтому не удивительно, что среди воспитанников логопедической группы старшего возраста, где я имею честь работать, на вопрос, заданный Вам в начале своего повествования, абсолютное большинство ответило отрицательно (т. е. совсем никогда!). Надо добавить, что эти дети родились и растут в большом городе, где в театрах, как Вы понимаете, нет недостачи.
Почему я говорю о театре? Потому что с тех пор наши дети “бывают в театре” как минимум три раза за год, приходя в гости друг к другу на спектакли. И потому, что я считаю использование театрализованной деятельности в детском саду и, особенно, в логопедических группах — оптимальным решением. Этапы и направления работы. Основными недостатками, мешающими обучению детей с ОНР, являются — плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Этим деткам тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии (что, кстати, в немалой степени зависит от личности педагога). Итак, целью использования нами театрализованной деятельности на занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов. Вот лишь некоторые из задач, которые мы успешно можем решить в ходе работы над драматизацией:
Для решения вышеназванных задач рекомендуется использовать различные виды театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное, спецификой детской театрализованной деятельности. В одних, дети играют спектакль сами, как артисты: каждый ребенок исполняет свою роль. В других, дети действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли, как настоящие артисты-кукловоды. Также проводятся спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками, в которых дети на фланелеграфе с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. Вершиной творчества (применимой только в подготовительных группах) являются мюзиклы по мотивам той или иной сказки. Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. С чего же начать педагогу, решившему заняться вплотную театрализованной игрой с детьми, имеющими ОНР? Естественно, как и в настоящем театре, с выбора произведения. Это самый ответственный (т. к. от выбора произведения зависит успех постановки), но, в то же время, самый простой шаг — ведь существует Программа, где определён круг художественных произведений соответственно возрастной группе. Этапы работы (на примере сказки “Волк и семеро козлят”, старшая группа)
Коррекционная работа
Как Вы, надеюсь, понимаете, вся эта кропотливая работа является “работой” только для нас – взрослых, а для детей это, прежде всего ИГРА. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогами, то потом она, что называется “выходит из берегов” и становится самостоятельной деятельностью детей (роли разыгрываются прямо в кукольном уголке, песни из спектаклей поются и на прогулке и в спальне). И, напоследок, хочется сказать, что мы — не боги, и дети наши очень индивидуальны и непросты. Но, может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и народными любимцами, и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет, пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.
|