Речевая работа с настольным театром «Сказка о глупом мышонке» |
Театральные занятия | |||
Автор: Шаль Ксения Юрьевна | |||
27.02.2019 05:57 | |||
Речевая работа с настольным театром «Сказка о глупом мышонке» В нашем детском саду существует своя библиотека, в которой много самодельных книг, которые делаем мы сами, либо вместе с детьми группы. Одной из таких книг стала «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршака. Помимо очевидно подспорья в заучивании самого стихотворение (развитие памяти), такое «оживление» сказки дал большие возможности для речевого развития детей. Каким образом? Я вам сейчас расскажу. Я работаю учителем-логопедом в детском саду уже длительное время и знаю, что чем интереснее практический материал, с которым будут взаимодействовать дети, тем быстрее пойдет речевая работа, причем в самых разных направлениях.
Нами была изготовлена интерпри-тация сказки о глупом мышонке с использованием самых разных материалов. Это и холщевые ткани, шерстяные нитки, фетр, солома, шишки, крупы, искусственные фрукты, рогожка, сушки и другие материалы. Перед самим изготовлением мы с детьми повзаимодейст-вовали с данными материалами. Причем взаимодействовали активно, комментируя свои ощущения. Дети отвечали на вопросы: «Твердый ли данный материал или мягкий?», «Можно ли его смять?», «Гладкий ли он или шероховатый?», «Тяжелый или легкий?», «Холодный или теплый?» и т.д. Помимо этого, мы с детьми сыграли в игру «Волшебный мешочек». Внутри холщевого мешка лежали предметы из домика, ощупывая их и не видя, дети давали описание и пытались определить, что у них в руке. Например: «Я нащупал что-то твердое, маленькое, круглое. Это яблочко». Или «Я нащупал что-то мягкое, теплое, с конечностями и хвостом. Это мышонок». «Я нащупал что-то твердое, с острыми краями, тонкое, с дырочками в центре. Это окошко». «Я нащупал что-то твердое, круглое, с дыркой посредине. Это сушка» и т.д. По мере изготовления настольного театра я рассказывала ребятам, какие материалы и инструменты для работы я буду использовать. К тому же сам эскиз мышиной норки стал для ребят заданием по рисованию. Дети сами выбирали, какими художественными материалами они будут рисовать эскиз (мелками, фломастерами, карандаши или красками). А после работы каждый презентовал свой эскиз, рассказывая, сколько окошек или дверей будет в норке, какие мешочки с крупами будут в норке, описывали свою маму мышку, во что она одета, описывали мышонка. В дальнейшем самый лучший эскиз стал проектом мышиной норки. Когда мышиная норка была готова, мы сыграли с детьми в игры «Назови действие», «Назови признак». Я называла предмет из домика, а дети называли действие. Например: печка (что делает?) – греет, готовит, согревает, сушит, мышонок (что делает?) – спит, ест, капризничает, балуется, шалит, картина (что делает?) – висит, украшает, радует, полотенце (что делает?) – висит, вытирает и т.д. А в игре «Назови признак» пытались назвать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какой». Например: мышонок (какой?) – капризный, серый, неспящий, маленький, шустрый, неспокойный, сушки (какие?) – вкусные, твердые, круглые, сухие, кроватка (какая?) – мягкая, теплая, широкая, узкая и т.д. Особое внимание мы уделили героям сказки. Отгадывали литературные загадки про кошку, лошадь и других из книжек, а потом дети сами загадывали свои описательные загадки, пряча героя за спиной, в случае угадывания, они показывали героя и его голосом говорили: «Да, вы меня узнали». Например: загадка про щуку могла звучат так: «Догадайтесь, кто я? Я живу в реке, зубастая, хищная рыба» или загадка про жабу звучала так: «Догадайтесь, кто я? Я живу около воды, питаюсь червяками и комарами, тело покрыто пупырышками, хорошо прыгаю и плаваю» и т.д. Когда сам домик мамы мышки был оформлен, дети старательно начали изображать сказку. Причем все пытались передать голоса самих животных – мягкий и нежный голосок кошки или писклявый голосок мамы мышки и мышонка, низкий грубый голос свиньи или крякающий голос утки и т.д. После нескольких репетиций мы «собрали» 2 театральные труппы, которые начали «выступать» в нашем в детском саду. Дети ходили в группы к младшим ребятам и показывали им сказку. Ребятам понравилось, причем и самим выступающим и смотрящим, так как такое исполнение сказки для детей более близкое и естественное. Данные выступления очень помогли ребятам в автоматизации звуков, преодолении комплексов и стеснении. Но на этом работа с настольным театром не закончилась. Иногда герои сказки приходят к ребятам на занятия и просят их о помощи. То запасы круп перемешались (развитие мелкой моторики), то мешки поменялись местами и нужно расставить их как на схеме (ориентировка на листе бумаги и в прямоугольной коробке), а то вообще в мышиной норке происходят чудеса, некоторые вещи меняются местами, дети закрывают глаза, а открыв, называют, что изменилось, причем в таких ответах очень важно добиваться полного ответа. Приятно видеть, что интерес ребят к этому пособию не утрачивается спустя длительное время. Они просятся поиграть в него, используют пальчиковых кукол для выдуманных историй, даже использовали его в сюжетно-ролевой игре «Семья», только вместо людей была мама мышка и мышонок.
|