Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Кукольный театр в системе дошкольного образования
Театральные занятия
Автор: Свищева Виктория Михайловна   
22.12.2018 19:35

Кукольный театр в системе дошкольного образованияКукольный театр в системе дошкольного образования

Автор:

Свищева Виктория Михайловна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 50 «Светофорик» город Невинномысск Ставропольского края

В соответствии с п. 1.2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» такой стандарт разработан с учетом соблюдения такого принципа как реализация образовательной программы дошкольного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка [1].

 

Возникает вопрос о роли кукольного театра в развитии детей подготовительной группы дошкольной образовательной организации. Позволяет ли кукольный театр дошкольному педагогу (воспитателю) формировать необходимые умения, которые обозначены в стандарте как целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, прежде необходимо определиться с основными целями дошкольного образования, определенными в федеральном государственном образовательном стандарте (далее – стандарте), а также определить особенность восприятия детьми игрушек, которые играют роли в кукольном театре.

Одними из перечисленных в стандарте целевых ориентиров являются: проявление инициативы, самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, в иной деятельности; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, обладание развитым воображением, в, первую очередь, через игру; возможность различать условную и реальную ситуации, умение подчиняться разным правилам поведения и социальным нормам; умение достаточно хорошо владеть устной речью, умение выражать свои мысли, чувства и желания и другие социальные ориентиры.

Определяя роль игрушек в жизни ребенка, можно отметить, что игрушка привычна ему знакома, она для него – бытовая вещь, то есть «игра игрушек в театре – естественное продолжение повседневной домашней игры ребенка» [2]. Таким образом, детям дошкольного возраста, в том числе, подготовительной группы, совершенно легко воспринимать спектакль в театре кукол.

Тем не менее, необходимо научить детей разграничивать реальность от игры, так как часто в кукольном театре осуществляется совместное творчество кукол и дошкольников, к которым куклы могут обращаться в процессе спектакля. Чтобы этого не допускать, необходимо каждому ребенку «примерить на себя» роль какого-либо персонажа кукольного театра. Дети, приводящие в движение свою куклу, играя ею, начинает понимать и осознавать, что перед ними игра.

Специфика работы дошкольных учреждений позволяет говорить об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка в дошкольном возрасте и превалирование учебной деятельности в педагогическом процессе. Это дает возможность утверждать, что использование кукольного театра в дошкольном образовании и воспитании весьма актуально на всех этапах образовательного и воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, особенно в группах детей старшего дошкольного возраста, так как это определяет их уровень готовности к школе. Тем более, что через театрализованную деятельность могут быть раскрыты потенциальные возможности ребенка, его скрытого таланта. Формируя содержание показываемого представления, воспитателю также необходимо учитывать особенности развития детей в группе, так как кукольный театр – один из способов переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций [3].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что посредством использования в педагогической деятельность кукольного театра формируются духовно-нравственная, воспитательная функции, так кукольный театр – это вид воздействия, наиболее доступное и близкое детскому восприятию.

Так как спектакль посредством кукольной театрализации производит на детей сильное впечатление, педагогу, использующему кукольный театр как один из способов развития детей дошкольного возраста, необходимо корректно подходить к выбору выразительных средств, содержанию материала, так как воздействие на зрителя дошкольного возраста посредством кукольного театра значительно.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. № 265. 2013.
  2. Берман В.Л. Общекультурные функции театра кукол // Омский государственный технический университет. 2008. № 3 (78). С. 209-212.
  3. Сабодаш О.А. Использование кукольного театра в дошкольном образовании и воспитании // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 3. Т. 2. С. 125-128.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год