Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи в дошкольном возрасте» |
Театральные занятия | |||
Автор: Демченко Елена Сергеевна | |||
21.07.2018 15:00 | |||
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи в дошкольном возрасте» Трудно переоценить значение театрального искусства на воспитание детей. Театр – один из самых любимых зрелищ дошкольников, он приносит много радости и положительных впечатлений. Слушая сказку, малыш познаёт мир. Но если эту сказку можно посмотреть, а ещё лучше потрогать её героев (кукольный театр) или поучаствовать самому – восторгу детей нет предела. И, конечно, дети с удовольствием принимают участие в постановке сказок, становятся героями этих сказок — как бы «играют в сказку». А игра — основной вид деятельности ребёнка. Но именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать сложные ситуации, делать выводы, обобщения. Это способствует активизации умственного развития и совершенствованию речи. У ребенка расширяется кругозор, возникает потребность рассказать родителям, друзьям о своих впечатлениях – и это так же способствует развитию речи, умению вести диалог, расширяет и обогащает речь ребенка. В театрализованной деятельности обогащается словарный запас детей, развивается речевое творчество, выразительность речи, повышается уровень коммуникативных взаимоотношений. Участие в театрализованной деятельности, т.е. роль героя сказки или постановки, которую исполняет ребёнок, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматический строй.
Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании: речь, мимика, пантомима, движения. «Играя в сказку» в процессе театральной деятельности у ребенка не только происходит становление образной речи (используются сравнения, абстрагирование, воображение), но и развивается комплекс выразительных средств звучащей речи (мелодия, темп, ритм, логическое ударение, тембр речи), формируются артикуляционные навыки звукопроизношения, слоговая структура, фонематический слух и восприятие. В нашей группе для театрализованной деятельности создана предметно-развивающая среда – это разнообразные виды театров (кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, театр на магнитах, декорации и костюмы для драматизации) Детям очень нравится данная форма работы «игра в театр». Они чувствуют себя настоящими артистами. Очень важным аспектом влияния театрализованной деятельности на развитие речи является придумывание детьми своих сказок. Это развивает воображение, мышление, фантазию и в результате – интеллект ребёнка повышается, что, в свою очередь, напрямую связано с развитием речи. При составлении сказки (или рассказа) совершенствуется связная речь, понимание смысловой стороны слова и, особенно, – синтактической структуры предложений.
|