МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» |
Театральные занятия | |||
Автор: Касимова Ризидя Гумеровна | |||
22.05.2015 14:08 | |||
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №33 «Малинка» город Ульяновск. Разработала воспитатель МАДОУ №33 «Малинка» Касимова Ризидя Гумеровна 2015г Оглавление.
Введение: Актуальность. Данная тема актуальна для работы с дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе. В современном мире все чаще живое общение детям заменяют компьютер и телевидение, и эта тенденция растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Цель: Развитие связной, выразительной речи у детей через художественное слово, формирование умения излагать свои мысли последовательно. Задачи:
Теоретическая часть Есть народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех смыслах. Поэтому темой своей педагогической концепции я взяла: «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность». Наш детский сад, в котором речевое направление развития детей является приоритетным, работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Комаровой, М. А. Васильевой, где овладение родным языком и развитие языковых способностей рассматриваются как стержень формирования личности дошкольника, который помогает решать задачи эстетического, нравственного воспитания. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Для оптимального использования воздействия средств театрализации на развитие связной речи у дошкольников, я решила создать театральный кружок «Играем в театр». Работу начала с систематизации материала по театрализованной деятельности, изучения отражения темы в рабочей программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Затем составила перспективный план работы для детей дошкольного возраста, а также начала проводить консультации и беседы с родителями по теме. Основные направления деятельности кружка: постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре Задачи кружковой работы: Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; Обогащать словарь детей, активизировать его; Совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй; Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово; Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками. Занятия включают следующие части: Музыкально ритмическая разминка которая: развивает двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); развивают выразительность музыкальность, развивают воображение (способности к пластической импровизации). Дыхательная и речевая гимнастика, (дыхание, артикуляция, орфоэпия). В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т.д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идет речь, расширять словарный запас, сделать речь ярче, образнее. В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. * Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие, речевого, литературного и художественного развития. Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности; это игра, и пожить и порадоваться в ней каждый ребёнок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
Значение театрализованной деятельности:
Содержание деятельности:
Подвижные игры с героями
Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Сценарии известной сказки К. И Чуковского «Муха –Цокотуха» на новый лад, проведенный в старшей группе «Ежевичка» МАДОУ №33 «Малинка» г Ульяновска. Занавес закрыт, с разных сторон под русскую музыку. (Ах, вы, сени мои сени) выходят девочка и 2 мальчика в русских костюмах, кланяются русским поклоном друг другу, затем, повернувшись, гостям. Под музыку обходят друг друга. 1 мальчик: Одну простую сказку, а может и не сказку, 2 мальчик: Сказка, сказка-прибаутка, рассказать её — не шутка, Пожелаем мы артистам ни пера, ни пуха! (Звучит весёлая русская народная мелодия, открывают занавес. Выбегает, кружась вокруг себя Муха) Муха: Ах, какой чудесный день! Встать с постели мне не лень! Муха, муха, цокотуха, позолоченное брюхо, (Муха в это время оббегает 2 круга, находит денежку — позолоченная тарелка — написано 1 копейка) Муха: Ой, я денежку нашла! Что же мне купить такое, может платье голубое, или туфли, или юбку – так, подумаю минутку! Нет (топает ножкой, кулачком вниз) пойду я на базар и куплю я самовар! Позову я в дом гостей – и знакомых и друзей. (Убегает) Выходят коробейники с коробами: 1: Собирайтесь, наряжайтесь, на ярмарку отправляйтесь! Уважаемая публика, покупайте у нас бублики! 3: Бубны, ложки, балалайки, покупайте, покупайте! Под русскую народную песню “Полянка” две девочки в сарафанах идут навстречу друг другу рус. шагом, одна с корзиной с петухом. (Встретились)
Ставит корзинку, возвращается к коробейником, разглядывает товар,) в это время мальчик в фуражке с цветком. - Скрип, скрип, скрипачок – куплю новый башмачок, (показ на пальцах) кошке Машке, коту Николашке, утке Анютке – всем по обутке. (жест одна рука вверху, другая внизу, пяточка). Выбегает ещё девочка в сарафане. * Бегу, бегу на базар, принесу домой товар Девочки (за голову): Да ты что? Мы по ярмарке гуляли, карусели увидали, эй, скорее торопись, вместе с нами прокатись! (Машут, топают, выбегают все персонажи) Карусель (шест с ленточками) Еле, еле, еле, еле, закружились карусели, (Все разбегаются) Остаются 3 мальчик и три девочки. Мальчик: Вы слыхали? (пальчиком) у канавки две козявки продают ежам булавки, а ежи-то хохотать, всё не могут перестать! Эй, вы, глупые козявки, нам не надобны булавки, мы булавками сами утыканы! Девочки: Вы слыхали, Муха в баню прилетела, попарится захотела, таракан дрова рубил. Мухе баню затопил, а мохнатая пчела ей мочалку принесла. (Ой, не могу!) 2 девочка: Муха мылась, муха мылась, Муха парилася, да свалилась, покатилась и ударилася.
(Отходят) Муха под музыку подлетает к лотошнику: Он пыхтит, как паровоз, важно кверху держит нос, Несёт его, ставит на пол посередине. Танец “Самовар” После танца остаётся Муха, ставит самовар на стол. Муха: Всё готово, стол накрыт, самовар уже кипит. Пых-пых-пых- закипает самовар Пчелка (с ведёрком): Здравствуй. Муха Цокотуха, позолоченное брюхо Передает Мухе банку с медом и цветы. Муха – Спасибо Пчелка. Проходи к столу. Выбегает Блошка под русскую народную песню (сначала подскоки на месте, Муха – на цыпочки, машет – так 8 раз. Блошка подскоками прибежала, кружатся 1 раз парой, затем подскоки на месте. То же в другую сторону. 3 галопных шага в сторону – притоп, 3 – в другую, притоп) – 2 раза. Блошка: Я Блошка, принесла тебе сапожки А сапожки не простые, в них застежки золотые Дарю тебе их от души! Муха-Цокотуха. Спасибо, Садитесь за стол, Самовар готов. Звучит мелодия русской народной песни "Посею лебеду на берегу". Вылетает Бабочка. Кружится красиво. Муха встречает, привстаёт на цыпочки, машет рукой поочерёдно, вместе танцуют как вальс. Бабочка: Я порхала по цветам, Прилетела в гости к вам, Муха сажает Бабочку за стол. — угощайся, пожалуйста. Все гости вместе: Поздравляем, поздравляем! Счастья, радости желаем! Муха: Для гостей как смогла, каравай испекла. Очень пышный, очень вкусный, и красивый и воздушный. Каравай: Как на Мухины именины испекли мы каравай. Вот такой вышины, вот такой нижины, вот такой ширины, вот такой ужины. Каравай, каравай, кого любишь — выбирай. Муха по очереди выбирает Блошку. Пчёлку, Бабочку Комарика. Звучит музыка Паука, все разбегаются. Ой!!!!! Выходит Паук, (лицо хмурое, хитрое, лапками перебирает, гости застывают от ужаса). Обходит круг Паук: На чай не позвали, самовар не показали Обходят круг, паук впереди, муха сзади, помахивает крылышками, легко на носочках, одна нога всё время впереди) Пчёлка: Ой, смотрите, паучок нашу Муху поволок, Паук: Эй, букашки, таракашки, вы не стойте на дороге, Но гости мои испугалися, по углам, по щелям разбежалися. Девочка в сарафане: Вдруг откуда-то летит маленький комарик, Комар: Я комар — комарик, я несу фонарик, Спасти кого-нибудь хочу, на помощь прилечу! (Под музыку изображают борьбу, шпага вверх, вниз выпады, паук выхватывает саблю, бросает на пол. Комар ставит Паука на колени) Паук: Всё, меня ты победил, ухожу к себе я (быстро уползает). Комар поднимает саблю, берет Муху за руку, все дети-гости выходят вперед. Хлопают. Все: Слава, слава комару, победителю! Комар: Я злодея победил? Победил! Веселье затевайте! Все заканчивается русской народной песней "Как у наших у ворот". Пляшут Муха и девочка в сарафане (топотушки а месте, кружение под руку. В другую сторону, топотушки вперёд, назад, поклон) Все хлопают. Как у наших у ворот — 2 р. Ты комарик, милый мой — 2 р. Все выходят, берутся за руки, под “Русскую плясовую” обходят круг, головка из круга, поднята, кланяются. Все: вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец. Апрель2015г Библиография: 1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991г. 3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ — Сфера, 2003г. 5. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ — Сфера, 2003г. 6. Новотворцев Н. К. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г. 8. Программа, методические рекомендации под редакцией М. А. Васильевой. «Воспитание дошкольника». 10. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр, 2002г.
|