Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры».
Театральные занятия
Автор: Занина Любовь Викторовна   
19.11.2017 01:34

«Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры».«Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры».

Занина Любовь Викторовна-- воспитатель, СП детский сад «Тополек» ГБОУ СОШ №8 п.г. т. Алексеевка г. Кинель г.о. Кинель Самарской области

Современная социально-экономическая и политическая ситуация в стране выдвигает множество проблем, в том числе и проблему «Художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры». Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки, планшеты. Как же разбудить их души? В этом, я думаю, должна помочь игра. Игра связывает друг друга между собой, детей с взрослыми в единое целое. Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь могут театрализованные игры. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в обществе. А наше общество сейчас особенно нуждается в активных и творческих людях. И это как никогда сейчас актуально. А родители воспитанников в силу своей занятости, экономической ситуации в стране недостаточно уделяют времени воспитанию и развитию своих детей перекладывая все «на плечи» детского сада. А для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.

 

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Учеными установлено, что дошкольный возраст является сензитивным к театральному искусству (Л. С. Выготский), а театрализованная игра является ведущим видом деятельности детей данного возраста.

Театрализованная игра — одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное — помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Так же театрализованная деятельность создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, коррегирует коммуникативные отклонения, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

Нами сделана подборка различных видов театра: би-ба-бо, пальчиковый, кукольный, плоскостной театр, театр на фланелеграфе. Особенно наши дети любят ростовых кукол нашего мини-музея «По дорогам русских народных сказок».

Наши воспитанники осваивают постепенно разные виды кукол (сначала пальчиковые, куклы-рукавички, куклы за ширмой и на фланелеграфе), а затем начинают осваивать и ростовые куклы в мини постановках по русским народным сказкам.

Театрализованная игра позволяет ребенку раскрыться, он перестает

бояться говорить и стесняться, чувствовать себя уверенно-это же не он говорит, о его герой.

В работе с детьми используем: многоперсонажные игры-драматизации по сказкам о животных и волшебных сказок ( «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Теремок» и т.д.); игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»; постановка спектакля по произведению.

За счет освоения театрализованной игры у детей расширяется игровой опыт, связная речь, улучшается интонационная выразительность, появляются умения, направленные на позитивные взаимодействия с другими участниками игры. Так же умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно.

Для эффективного влияния театрализованной деятельности на развитие детей необходима скоординированная деятельность воспитателя и родителей каждого ребенка.

Родители наших воспитанников находятся не только в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они активно привлекаются к работе над театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций.

Так, с помощью родителей наших воспитанников в нашей группе был организован мини-музей «По дорогам русских народных сказок», который непосредственно способствует художественно-эстетическому развитию наших детей в процессе театрализованной игры.

Как и положено настоящему музею у нас есть хранитель. Хранителем музея является кот Баюн (интерактивная игрушка, похожая на живого кота, моргает глазками, мяукает, умывается, переворачивается с животика на спинку и обратно), увидев его дети думают, что кот действительно живой, при прикосновении к нему он начинает мяукать. Бабушка-Забавушка — хозяйка музея (педагог, хозяйка группы, наряженная в традиционный русский костюм, причем костюмы меняются), которая приглашает к себе в гости детей и является ведущей тематических НОД, досугов и развлечений. Также на правах хозяйки музея она приглашает в гости и воспитанников других групп.

В музейной атмосфере ребенок впервые начинает постигать язык искусства, приобщаться к красоте, добру, ценностям доставшимся нам по наследству, ценностей и норм национальной культуры как в процессе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве так и в свободной деятельности и в ходе образовательной деятельности в режимные моменты.

В музее дети не просто могут услышать русские народные сказки, но и сами принять участие в театрализованной деятельности, так как, имеются разные виды театров и атрибутика к ним и в том числе ростовые персонажи сказок (лиса и колобок, медведь и Маша и т.д.), изготовленные при активном участии родителей воспитанников. Знакомясь со сказками, дети имеют возможность познакомиться и с русским бытом, покрутить прялку, заглянуть в русскую печь, потрогать лампадку, чугунки, узнать, как в старину в кадушке замешивали тесто и выпекали хлеб в русской печи. Здесь же воспитанники знакомятся с традиционными элементами русского народного костюма (рубаха, сарафан, какошник, фартук, платок, партки, кушак) и традиционными русскими народными инструментами (ложки, трещетки, рубель, бубен, коробочка, балалайка, гармонь, домра, свирель, сапелка).

Мини-музей помогает в реализации задач образовательной программы детского сада и интеграции разных образовательных областей ( «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие») а, также разных видов детской деятельности (изобразительная деятельность: рисование, аппликация; восприятие художественной литературы и фольклора; познавательно-исследовательская деятельность реализация проектной деятельности).

Мини-музей интерактивен и деятельный так, как предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).

Экспозиции мини-музея постоянно дополняются и обновляются экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира с учетом возрастных особенностей детей группы. Так же предусматривается организация работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием

нашего региона и других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

А в результате тесного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников у родителей вырастает интерес к проблемам развития игровой деятельности у детей, родители активно посещают открытые мероприятия, родительские собрания, консультации, и что особенно важно испытывают огромное желание играть с детьми.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год