Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности» |
Театральные занятия | |||
Автор: Кекенджинова Эльвира Очировна | |||
22.03.2016 21:30 | |||
Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности» «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукции творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и воплощении». Л.С. Выготский Цель: Воспитывать устойчивый интерес к театрализованной деятельности, формируя творческую личность ребенка. Задачи:
Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить — значит, можно творить, фантазировать, воображать. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театр — один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т. д. Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Развитие творческой активности детей в театрализованной деятельности особенно актуально при наличии богатого культурного наследия, связанного с литературой, окружающим миром, которое необходимо сохранить. Участие ребенка в театрализованной деятельности позволяет превратить маленький замкнутый мир ребенка в разомкнутый, бесконечно разнообразный окружающий мир, поднять ребенка до понимания связей и отношений между человеком и природой, человеком и человеком, подготовить его к драматическим сторонам быта. И творческая активность рождается весело, просто, без прямого поучения, как бы сама собой. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенка хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобразительность, способность к импровизации. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Работа по театрализованной деятельности строится в тесном контакте с музыкальным руководителем. Разучив на музыкальных занятиях песенки, танцы, необходимые для постановки спектакля, детям предоставляется возможность самостоятельно, через пластику, интонацию, танец, передавать свое эмоциональное состояние, а затем отображать свои умения в художественно – практической деятельности – в рисовании, лепке, художественном труде. Результатом работы по развитию творческих способностей в театрализованной деятельности является непринужденное общение, активное участие на занятиях и беседах, умение самостоятельно выбрать роль, участие в театрально – игровой деятельности. Дети сами организуют игры, являются инициаторами их проведения. Участие детей в театрализованной деятельности наполняет их жизнь яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно — пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театральную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому, при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно — пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би- ба- бо, марионеточный), детские рисунки и др. Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Детям в возрасте 3- 4 лет пробуждают интерес к театрально — игровой деятельности. Развивают умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях; имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет). Учат детей передавать эмоциональное состояние другого человека (мимикой, позой, жестами, движением). Знакомят с приемом вождения настольных кукол. В средней группе (4-5 лет) учат разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Приучают детей использовать в театральных играх игрушки и би- ба- бо и др. В старшей группе (5-6 лет) учат разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихам, песням; учат вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Воспитывают артистические качества, раскрывают творческий потенциал; проводят игры в концертах, цирк, показ сценок. В подготовительной к школе группе развивают самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения, учат использовать выразительные драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения). Воспитывают любовь к театру. Широко используют разные виды театра (теневой, пальчиковый, кукольный и др.). Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовывать прочитанное. Поэтому, при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. От педагога требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая его чтение. Театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких- либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театральной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
Необходимо, чтобы каждый из детей использовал как отрицательные, так и положительные роли. Развитие театрализованной деятельности в детском саду и накопление эмоционально — чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. Таким образом, нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они с удовольствием играли и постигали удивительный волшебный мир, название которому – театр!
|