Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сказкатерапия, как один из методов развития творческих способностей посредством театральной деятельности
Театральные занятия
Автор: Сухорослова Анна Николаевна   
31.07.2015 16:01

Сказкатерапия, как один из методов развития творческих способностей посредством театральной деятельностиСказкатерапия, как один из методов развития творческих способностей посредством театральной деятельности

Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получилсовсем недавно.

Сказкотерапия– один из новых методов, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Он используется для развития творческой инициативы, для преодоления детских страхов, для снижения тревожности и агрессивности, для накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников.

Актуальность использования сказкотерапии в том, что сказки — это естественная составляющая повседневной жизни детей.

 

Скачать презентацию

Цель: Развитие творческих способностей посредством сказкатерапии.

Задачи сказкотерапии:

1. Развивать речь детей с помощью:

  • Пересказывание сказок;
  • Рассказывания сказок от третьего лица;
  • Группового рассказывания сказок;
  • Рассказывания сказок по кругу;
  • Постановка сказок с помощью кукол;
  • Сочинения сказок.

Анализ сказок.

2. Выявить и поддержать творческие способности.

3. Снизить уровень тревожности и агрессивности.

4. Развить умение преодолевать трудности и страхи.

5. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.

Сказка в нашей группе начинается с физкультминутки и волшебной каши на завтрак.

Мы стараемся провести наш день в доброй сказочной обстановке.

На занятия к нам приходят разные сказочные герои, которые нам рассказывают интересные истории о окружающем мире, играют с нами, читают сказки и учат нас быть добрыми.

Слушая сказку, ребенок впитывает философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно – символическом уровне.

А научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.

Виды сказок, которые применяются в сказкотерапии

  1. народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т.д.; (в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку)
  2. обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях, (сказки, в которых могут быть одушевлены цифры и буквы);
  3. диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру (Например, если девочка отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-трусишка, то можно предположить, что она достаточно застенчивая, спокойная и, возможно, боязливая);
  4. психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
  5. Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет еще одной группе сказок — медитативным сказкам, создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.

Организация детской сказкотерапии

  1. Для начала знакомлю детей со сказкой, мы рассматриваем картинки. Знакомимся с героями, в процессе чтения анализируем действия этих героев, вместе с детьми.
  2. Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы анализ поведения героя выглядел как поучения, требования. Нужно увлечь детей, чтобы говорили они, а я со своей стороны контролирую правильность их мыслей.
  3. Содержание сказки должно быть понятно ребенку и должно соответствовать его возрасту.
  4. Обязательно инсценируем то, что прочитали, делаем оценку, с помощью интонации выражаем своё мнение.

Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить нашим детям возрастные проблемы.

Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, на прогулках, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память т.е. на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев из сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.

Предметно-развивающая среда.

Для достижения цели и для получения лучшего результата, очень важно- создать предметно- развивающую среду. Для этого в нашей группе были созданы различные уголки.

Театральный уголок. Здесь подобран достаточно разнообразный материал по театральной тематике, что-то мы сделали сами, что-то приобрели, а что-то нам подарили родители. Дети очень любят перевоплощаться в сказочных героев, используя этот материал.

С помощью кукольного, варежкового и настольного театра, дети показывают мини – спектакли, мини — сценки друг другу и малышам, с помощью масок инсценируют и драматизируют рус. нар. сказки «Репка», «Колобок», и т.д. Дети с большим удовольствием, эмоционально проигрывают свои роли.

Так же детки используют в играх пальчиковый, магнитный и плоскостной театр, инсценируя сказки у детей, совершенствуется диалогическая речь, развивается умение внимательно следить за ходом действия. Развивается творческое мышление и воображение.

У нас есть волшебный замок, где живут добрые герои. Ковр- самолёт на котором мы путешествуем по сказкам. Детям очень нравится фантазировать и придумывать сюжеты нашей сказочной игры.

В нашем театральном уголке есть плюшевые герои- игрушки. Детям их всегда можно потрогать руками, прижать к себе и поговорить с ними.

Есть у нас и уголок творчества- для свободного рисования, где находятся цветные карандаши, альбомные листы и раскраски с картинками из сказок.

Уголок ряжения. Наряжаться у нас любят и девочки, и мальчики. Здесь у нас есть костюмы для театральных постановок, а также нарядные юбочки, и сарафаны, разные накидки и шляпки, в которые дети наряжаются и устраивают показ мод.

Книжный уголок. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу. Он может внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к понравившимся ему эпизодам.

Так же у нас имеется картотека различных игр и театральных постановок, которая постоянно пополняется и очень помогает нам в развитии творческих способностей наших детей.

В ближайшее время я планирую познакомить детей с театром теней, который мы будем делать своими руками. Уверена, что этот вид театра также заинтересует и увлечёт детей, как и другие виды театра которые мы уже знаем.

Работа по методу сказкатерапии даёт положительные результаты:

  1. У детей расширяется словарный запас, развиваются творческие способности;
  2. Снижается уровень тревожности и агрессивности;
  3. Дети становятся более дружелюбными, внимательными, отзывчивыми;
  4. Стараться самостоятельно решать проблемные ситуации.

Использование разнообразных форм дает воспитателю и детям возможность проявить творчество, индивидуальность. А благодаря сказочным героям делает путешествие в мир сказок, рассказов и стихов – интересным и увлекательным. Ведь очень важно научить детей видеть необычное в обычном. А благодаря применению на занятиях различных современных технологий, позволяют воспитателю наиболее полно активировать ресурсные возможности ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год