Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте. |
Театральные занятия | |||
Автор: Козлова Марина Васильевна | |||
05.07.2015 19:50 | |||
Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л А. Венгер, А. П. Усова и др.). Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания. В старшем дошкольном возрасте индивидуальные игры режиссерского типа продолжают обогащаться за счет накопления игрового опыта. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в разных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Наряду с обычными игрушками дети шестого-седьмого года жизни используют различные предметы-заместители. Нередко вместе с обычными игрушками используются и воображаемые предметы. Сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка. Узнать об этом можно, внимательно вслушиваясь в речь ребенка во время игры. В игру включается несколько действующих лиц, в роли которых выступают игрушки. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника большая игрушечная собака может стать медведем, а маленькая — зайчонком, кусок серой ткани — волком и т. д. Рассматривая этапы развития игровой деятельности следует отметить, что анализ режиссерской игры позволяет судить не только о зрелости и сформированности личности ребенка, но и об особенностях представлений ребенка о мире, его отношений к людям, о его собственной жизненной позиции. Именно поэтому необходимо внимательное отношение к индивидуальной игровой деятельности детей, ее оценка не только по внешним проявлениям, но и на содержательном уровне, чтобы не допустить неоправданного удаления из системы детской деятельности ее подлинно развивающих видов. Таким образом, режиссерская игра, возникающая в старшем дошкольном возрасте, мало похожа на ту свою первую форму, которую мы наблюдали у малышей. Но суть ее остается той же. Она по-прежнему предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, она так же предметно представлена, в ней также ребенок исполняет все роли. Правда сюжеты становятся сложнее, предметная представленность иной раз только служит пусковым механизмом, часто уступая место собственному литературному творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как ребенок все время сопровождает свои действия речью, а порой и заменяет ею все действия. Режиссерская игра старших дошкольников может проходить и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Диалог ребенка с игрушкой строится на основе собственного опыта общения с людьми. Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте иногда может быть и коллективной. Правда, участников в ней не много — не более двух — трех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности. Козлова Марина Васильевна, Воспитатель I квалификационной категории, МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №6» п. Вохтога, Вологодская область, Грязовецкий район.
|