Картотека театрализованных игр. |
Театральные занятия | |||
Автор: Сущинская Инесса Валерьевна | |||
22.06.2015 19:32 | |||
Картотека театрализованных игр. Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" НОЯБРЬ 2017 Условия конкурса: http://doshkolnik.ru/konkursi/13466-vnimanie-konkurs.html Театрализованные игры.
Цель: учить пользоваться разными интонациями. Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют. Воспитатель: Жил в лесу старичок маленького роста Старичок-Лесовичок: Ха-ха-ха да хе-хе-хе, Воспитатель: Раз, увидя паука, страшно испугался, Старичок-Лесовичок: Хи-хи-хи да ха-ха-ха, Воспитатель: А увидев стрекозу, страшно рассердился, Старичок-Лесовичок: Гы-гы-гы да гу-гу-гу, (Д. Хармс) Игра проводится несколько раз.
Воспитатель обращается к детям: — Вспомните, как ходят дети? Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке. (Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.) — Как ходит Старичок-Лесовичок? — Как ходит принцесса? — Как катится колобок? — Как серый волк по лесу рыщет? — Как заяц, прижав уши, убегает от него?
Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться. (Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)
Цель: развивать выразительность мимики и жестов. Воспитатель созывает детей: Сяду рядышком на лавку, Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала. Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.
Цель: развивать пантомимические навыки. Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки, Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки. Важно по двору ходил с острым клювом крокодил, (Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.) Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться! (Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».) Не зовут ее Шавкой, и не спит она под лавкой, (Под музыкальное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и фыркают, показывают «когти».) Верно, верно угадали, будто где ее видали! (дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.) Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята, (дети расходятся по залу ( «лесу») и собирают «грибы» (муляжи).) Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)
Цель: развивать монологическую речь. Петрушка загадывает загадку: И сияет, и блестит, Что же это? (Зеркало.) В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды. Петрушка и жюри оценивают этот конкурс. 7. Игра «Телефон» Цель: развивать фантазию, диалогическую речь. Петрушки на загадка: Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.
Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.
Цель: развивать воображение и пантомимические навыки. Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку. Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки. Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку. — Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плисовая). Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят». — Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку. Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки.
Цель: развивать выразительность мимики и жестов. Дети имитируют движения по тексту. На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла. — Почему река исчезла в озере?
Цель: развивать пантомимические навыки А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат. Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация. Весна: Скорее идите ко мне! Послушайте, о чем чирикают воробушки весной!
Цель: развивать чувство рифмы. Волшебник задает рифмы по очереди: Кочка — бочка, строчка, дочка, точка... Зайчик — пальчик, мальчик...
Цель: развивать инициативность пантомимические навыки. Волшебник произносит слова стихотворения, дети имитируют движения. Кран, откройся! Нос, умойся! Шейка, мойся хорошенько!
Цель: побуждать к активному участию в инсценировке. Ведущий: Выскочил кузнечик из травы на кочку. Жук: Ох, кузнечик, выручай, хоть просить неловко! Кузнечик: Это дело не беда! Подними-ка ногу! (Появляется комар.) Комарик: Я, комар, несчастней всех, прямо сбился с толку! (Комар улетает. Появляется сороконожка.) Сороконожка: Ой, кузнечик, помоги! Ножка треснула немножко. Ведущий: Тук-тук, тук да тук! Это дело добрых рук. Ножка целая опять. Сороконожка: Можно больше не хромать Все дружно: Молоточек вновь играет, наковаленка поет! По возможности разыгрывать сценку нужно обеим подгруппам детей. После инсценировки необходимо обсудить, что получилось, над чем нужно поработать.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев. Пошли два братца вместе прогуляться. Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Отодвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем — средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей. — Ребята, кто из вас любит кашу? Какую кашу вы любите? Какая каша вам не нравится? (Ответы детей.)
Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы. Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие — детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку...), приводя различные доводы. А ребенок это блюдо терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают. Эту же ситуацию можно разыграть с другими персонажами, например: воробьиха и воробышек, но с условием, что общаться они должны только чириканьем; кошка и котенок — мяуканьем; лягушка и лягушонок — кваканьем.
Цель: развивать воображение, выразительность жестов. Воспитатель говорит, дети выполняют — Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать, потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но — подъем! Идемте в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причесываетесь, надеваете одежду. Идите завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо. Едите без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете за щеку. Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на улицу!
Цель: развивать пантомимические способности, любовь к животным. Плачет киска в коридоре: Представьте себе, что вы киска, которая хочет стянуть сосиску со стола. Вы крутитесь возле стола, третесь спинкой о его ножку, встаете на задние лапы и с удовольствием вдыхаете приятный запах. Но вот хозяйка вышла из кухни. Вы тянетесь лапкой к сосиске, и вот она у вас в лапах. Но тут входит хозяйка. Киска бросает сосиску и прячется под диван. Дети делятся на пары: хозяйка и киска. Каждая пара предлагает свой вариант ситуации. Воспитатель предлагает немного переделать стихотворение. Слова «У нее большое горе» прочитать от первого лица: «У меня большое горе». Эту ситуацию дети разыгрывают также парами. — Ребята, вам жаль киску? Давайте пожалеем ее. Представьте, что левая ваша рука — это кошка, а правой вы ее гладите: — Киска, кисонька, кисуля! — — Кисонька успокоилась и пошла во двор. А во дворе она увидела двух ворон, которые вели между собой оживленный разговор. Воспитатель предлагает детям представить себя в роли ворон и разыграть разговор. Одна из ворон рассказывает, как она повеселилась на дне рождения у своей подруги, какой был чудесный торт, как они громко пели песни, танцевали. Вторая ворона слушает и очень сожалеет о том, что не попала на этот праздник. Общаются вороны карканьем. Во второй ситуации одна из ворон рассказывает о страшном случае, который с ней произошел. Во дворе, где она клевала корку хлеба, появился злой мальчишка и чуть не поймал ее. Вторая ворона сочувствует подруге и радуется, что та вовремя смогла улететь.
Хозяйка: Здравствуй, Киска, как дела? Что же ты от нас ушла? Киска: Не могу я с вами жить, Сначала это стихотворение разучивается в свободное время, вне занятия. Затем, на занятии, дети, разыгрывая ситуацию в паре, могут импровизировать интонации. Например, воспитатель ставит задачу: Хозяйка рада, что нашла Киску, или, наоборот, Киска относится к ней с пренебрежением. Киска обижена на Хозяйку или рассержена и очень рада, что ушла из дома. Взаимоотношения героев могут быть различными. Каждая пара детей представляет свою вариацию. — Эй, Кисоньки мои, идите, я вас молоком угощу. Кусочек колбаски дам. По спинке поглажу. Дети, изображая Кисоньку, «лакают молочко» из воображаемой миски, жуют воображаемую колбаску, прогибают спинку и мурлыкают. Движения детей — импровизация.
Цель: побуждать детей к импровизации. Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту: Кот играет на баяне, Если станешь помогать, Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.
Цель: развивать навыки импровизации и монологическую речь. Воспитатель предлагает детям вспомнить любую полюбившуюся песню. Спеть ее, а затем мелодию песни без слов прохохотать. Сначала играет воспитатель: он «хохочет» песню, а дети отгадывают, что это за песня. Затем каждый из детей «хохочет» мелодию своей песни, все остальные отгадывают. Воспитатель собирает детей в кружок на копре и предлагает произнести фразу «Скоро, скоро Новый год, что же он нам принесет?» с различными интонациями. Для начала уточняется, с какими интонациями может быть произнесена эта фраза (задумчиво, уверенно, с чувством неудовольствия, с сожалением, с радостью, с ожиданием волшебства и т.д.). Ребенок произносит фразу, затем поясняет, почему выбрана именно эта интонация.
Цель: развивать интонационную выразительность речи. Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть. Петух: Я всех умней! Ведущий: Ворчит хорек. Паук: Я — до восьми! Считаю я до сорока. Но почему ж Ему что хочешь, то задашь.
«Убежало молоко» (М. Боровицкая) Цель: развивать пантомимические навыки у детей Разогрелось — и назад: Постового обошло, Отдуваясь тяжело. В пантомиме участвуют все дети. Перед началом можно вспомнить и спросить детей, видели ли они, как «убегает» из кастрюли молоко. Стихотворение читается несколько раз, уточняются движения и мимика. Детей можно разделить на подгруппы: зрители и актеры. Затем дети меняются. Воспитатель собирает детей около себя и предлагает вспомнить сказку «Колобок». Некоторые сценки из сказки можно проиграть. А затем детям предлагается следующий вариант разыгрывания: все роли в сказки пропеть. Причем мелодии придумывают сами актеры. Это задание сложное, поэтому сначала воспитатель пропевает вместе с детьми. Можно использовать шапочки-маски и театральные костюмы.
Цель: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение. В моей Вообразилии, в моей Вообразилии Там царствует фантазия во всем своем всесилии; Там все мечты сбываются, а наши огорчения Сейчас же превращаются в смешные приключения; Воспитатель достает из волшебного мешка маски «Рак» и «Лягушка». Разыгрывание по ролям мини-сиенки «Рак-бездельник». Ведущий: Жил у речки под корягой Старый рак-отшельник. Был он соня, белоручка, Лодырь и бездельник. Он позвал к себе лягушку: Лягушка: Не хочу я быть служанкой Глупому лентяю! Мини-сценку дети разыгрывают несколько раз различными группами. А затем предлагается придумать и разыграть продолжение диалога. В игру включаются воспитатель и родители. Воспитатель: Я взмахну своей волшебной палочкой, и вы больше не сможете говорить, а будете только двигаться. (Звучит текст, дети имитируют движения.) — Только в лес мы пришли, появились комары. Земляника так душиста, что не лень и наклониться. И руками сделав взмах, по полену сильно — БАХ! Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось, (Включается веселая плясовая мелодия. Дети произвольно пляшут.) Воспитатель читает стихотворение: В мою Вообразилию попасть совсем несложно,
Цель: учить выразительности речи. Воспитатель: Жил был ШУМ! Воспитатель: Шел ШУМ: Дети: Бум, бум, бум! (Дети не только проговариваю, но и имитируют движения.)
Цель: развивать воображение, пантомимические навыки. воспитывать партнерские отношения в игре. Воспитатель предлагает детям вспомнить любое стихотворение, например: Как на нашем на лугу Прилетели две тетери, Задания Представьте себе:
— Очень болят ноги? Посидите и отдохните. Можно сделать массаж ног.
Цель: развивать пантомимические навыки. Воспитатель читает, дети имитируют движения. Был у зайки огород, Зайка с радостью идет. А весною в огород И пойдет сажать морковку. А как осень подойдет, И как раз — здесь закончился рассказ!
Цели: • развивать диалогическую и монологическую речь детей;
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Начинает воспитатель: Муха, Муха-Цокотуха, Дети хором произносят слова сказки: — Давайте представим ситуацию, в которой оказалась Муха. Дети по желанию разыгрывают мини-сценку, придумывая слова. Вариаций может быть очень много. Например: — Ой, посмотрите, я нашла денежку, какое счастье. Я пойду на базар и куплю... нет, лучше самовар! Я приглашу друзей, мы устроим праздник... Или: — Что это? Денежка? Интересно, кто ее мог здесь обронить? Может, медведь шел по дороге на базар и уронил? А может, заяц или лиса. Ну, всё равно. Я денежку никому не отдам! Эта денежка моя, потому что я её нашла. Что бы мне купить?
Цели: • развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; Воспитатель загадывает загадку: — Кто пушистый и с усами проживает рядом с нами? (Собака и кошка.) Собака: У собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя, большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается
Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами;
Дети в кругу. Воспитатель складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова. Воспитатель передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.
Цели: • развивать логическое и ассоциативное мышление;
Загадка: Что за домик, мне скажите, Кто в том домике живет, В нем летает каждый житель? Запасая сладкий мед? (Пчелы и улей.) — Как летают и жужжат пчелы? (Дети, прижав локти к телу, машут ладошками, как крылышками, и со звуком Ж-Ж-Ж перемещаются по группе.) Дети строят из крупного конструктора (подручного материала) «улей» и собираются в нем. На полу разложены плоские бумажные цветы. Воспитатель читает под музыкальное сопровождение. Пчелы в поле полетели, Сели пчелы на цветы, Зажужжали, загудели, Пчелка я и пчелка ты. Дети передвигаются по группе вокруг цветов. Присаживаются возле цветов и «собирают» нектар. Возвращаются в «улей». — Ребята, какой лесной житель любит мед и часто забирается к пчелам в улей? (Медведь.)
Ребенок: Мед в лесу медведь нашел... Медведь: Мало меду, много пчел! Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.
Цель• учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли: Загадка: В лесу у пня суетня, беготня. — Кто эти строители? Что за дом они строят? (Муравьи строят муравейник.) Представьте себе, что вы идете по лесу. Солнышко припекает, до дома далеко, ваши ноги устали, и вы решили отдохнуть. А вот и пень! Сели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете. И вдруг... что это? Кто-то ползет по вашим ногам... Ой, это муравьи! Вы сели на пень-муравейник! Скорее стряхивайте с себя муравьев и осторожно, чтобы не подавить их, отпрыгивайте в сторону... Игра проводится несколько раз коллективно и по желанию индивидуально.
Цель: научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение, совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Игры на мышечное напряжение и расслабление «Деревянные и тряпичные куклы» При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на полу. Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно. В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по нескольку раз подряд, то в одной, то в другой форме. «Цветочек» Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус ( «цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти ( «спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях ( «стебелек сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени ( «завял цветочек»). «Веревочки» Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует. Можно подсказать игровой образ: ронять руки, как веревочки. «Стряхнуть воду с платочков» Руки согнуть в локтях, кисти свисают ладонью вниз. Движением предплечья несколько раз подряд сбросить их вниз пассивно. Перед этим движением полезно сжать кисти в кулаки, чтобы яснее почувствовать разницу в напряженном и расслабленном состоянии мышц. «Незнайка» Поднять плечи как можно выше, затем дать им свободно опуститься в нормальное положение (сбросить их). «Крылья самолета и мягкая подушка» Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до концов пальцев (изображая крылья самолета). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опуститься, а локтям, кистям и пальцам — пассивно согнуться. Руки как бы ложатся на мягкую подушку. «Мельница» Свободное круговое движение рук, описывающих большие круги вперед и вверх. Движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, описав круг, свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как «не свои»). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых сразу нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость. «Маятник» Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отделяют; все тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом не сгибается. Затем тяжесть тела так же переносится на пятки. Носки от пола не отделяются. Перенесение тяжести тела возможно и в другом варианте: с ноги на ногу из стороны в сторону. Движение осуществляется на расставленных ногах, рука правая и левая прижаты к корпусу. Раскачивание с ноги на ногу медленное, без отрыва от пола. «Паровозики» Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх-назад — вниз-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку. «Кошка выпускает когти» Постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук. Руки согнуть в локтях, ладони вниз, кисти сжать в кулачки и отогнуть вверх. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны ( «кошка выпускает когти»). Затем без остановки согнуть кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулачок ( «кошка спрятала когти»), и, наконец, вернуться в исходное положение. Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, но с большим напряжением. Позднее в упражнение следует включить движение всей руки — то сгибая ее в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрямляя всю руку ( «кошка загребает лапками»). «Великаны и гномы» Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.
Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения. «Лисичка подслушивает» Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед. Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть. «Кузнечик» Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте. Выразительные движения: шею вытянуть вперед» пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы. «Вкусные конфеты» У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает ее по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. Мимика: жевательные движения, улыбка. «Новая кукла» Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывает всем желанный подарок, прижимает ее к себе и снова кружится. «После дождя» Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело. «Цветок») Теплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх — цветок расцвел; голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать ее вслед за солнцем. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены. «Танец розы» Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка — розы. Ребенок сам придумывает к нему движения. Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе. «Вдоль по бережку» Прочитать выразительно, нараспев стихотворение. Попросить ребенка передать его содержание в движениях. Вдоль по бережку лебедушка плывет, Вдоль по бережку молодчик идет,
Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся в животных (время года, погоду или какой-то предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего. Движениями дети показывают, во что или в кого они превратились (слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т.д.). Ведущий отгадывает — отгадав, расколдовывает детей.
Взрослый или ребенок жестом, мимикой, звуком изображает что-то или кого-то: поезд, машину, чайник, дерево, собаку, доброго волшебника, Муху-Цокотуху, самовар. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.
Цель:, совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. 1) Нахмуриться, как: а) король, б) ребенок, у которого отняли игрушку, в) человек, скрывающий улыбку. 2) Улыбнуться, как: а) вежливый японец, б) собака своему хозяину, в) мать младенцу, г) младенец матери, д) кот на солнце. 3) Сесть, как: а) пчела на цветок, б) наказанный Буратино, в) обиженная собака, г) обезьяна, изображавшая вас, д) наездник на лошади, е) невеста на свадьбе. «Игра с платком». Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить: а)бабочку, б) лису, в) принцессу, г) волшебника, д) бабушку, е) фокусника, ж) больного с зубной болью.
Цель: учитьдетей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.
У нас под крышей 30. Теплый луч упал на землю и согрел зернышко. Из него проклюнулся росток. Из него вырос прекрасный цветок. Он нежится на солнце, подставляет теплу каждый лепесток, поворачивая головку к солнцу. 31. Стыдно: брови приподняты вверх и сведены, плечи приподняты. 32. Я не знаю. 33. Гадкий утенок, его все гонят (голова опущена, плечи сведены назад). 34. Я — страшная гиена, Я — гневная гиена. От гнева на моих губах Всегда вскипает пена. 35. Пожарить глазунью. Съесть. 36. «Мы в лесу». Звучит «Сладкая греза» П.И. Чайковского. Все дети выбирают себе образ на заданную тему, придумывают сюжет и воплощают его в движениях. Музыка остановилась, и дети остановились, взрослый задает вопросы детям. — Ты кто? — Жучок. — Что делаешь? — Сплю. И т.д.
Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
4. Я работник сладкий, Впереди арбузы — вот!.. 5. На носочках я иду — 6. Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет. 7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика. 8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно. 9. Жадный пес Пирогов напек, 10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже 11. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор. 12. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание. 13. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением. 14. Был у зайца дом как дом Под развесистым кустом Куст листочки сбросил, — Никудышный этот дом! 15. Шерсть чесать — рука болит, 16. У забора сиротливо А она-то, злюка, 17. Шар надутый две подружки 18. Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? (Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки приподняты.) 19. Полюбуемся немножко, Но, подняв свой хвост пушистый,
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест. «Самолет» Поиграем в самолет? (Да.) В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!) Вот снижаемся мы все «Умываемся» Кран откройся, Щечки помоем, Вытрем сухо! А на чем поедем— вы должны сказать. (Самолет, трамвай, автобус, велосипед.) (И едут.) Стоп! Дальше ехать нам нельзя, Ух! Накачали. «Кошки-мышки» Эта ручка — Мышка, Мышка лапками скребет, Мышка, цапнув Кошку, «Мишка» Косолапые ноги, Вот он Мишенька-медведь, Облизывает лапу, А пчелы жалят Мишку: Бредет лесной дорогой «Звонкий день» (на мотив «Ах вы, сени») Взял Топтыгин контрабас: Тут и Волк на поляне Чудеса, чудеса! За роялем Лиса, Превосходный звук!» Ёжик-дед и Ёжик- внук Дзинь-дзинь! Трень-брень!
Цель: совершенствовать воображение, восприятие у детей, учить искать выразительные средства для создания яркого образа. 1. Ребята, представьте, что вы — художники. Руки — это кисти. Обмакнули их в голубую краску и рисуем небо, вслушиваясь в музыку. А теперь — в желтую краску, рисуем солнце. Круг. А теперь — лучики, выразительные глаза. Теперь нарисуем полянку. Она у нас какого цвета? (Зеленого.) Рисуем. Носом вдыхаем запах: чем пахнет? (Цветами.) А какими? (Ромашками.) Рисуем. Послушайте: ветер шумит веточками дерева — какого? (Березы.) Рисуем. Итак, мы в лесу, на полянке. Самое раннее утро, солнышко выглянуло. Цветок еще спит, но вот поднимается, пошевелил листочками — это пальцы. Прислушаемся. Слышите? Ручей бежит. 2. А сейчас правильно подышим: правую руку положим на живот, а левую — на пояс. Живот — это воздушный шарик. Медленный вдох — выдох — «ниточка у шарика плавно распускается». Вдох — правая рука вперед, в кулачок. Открыли кулачок, а там — маленькое перышко. Выдох — дунули на него, оно улетело. Испугались внезапного треска сучьев — быстрый вдох. А оказывается, ничего страшного. Медленный выдох — свобода. Вдох, и едем на лифте: 1-й этаж, 2, 3, 4, 5, 6-й — все, приехали. Все вы доехали? Кто на каком этаже сделал останойку? Теперь едем вниз. 3. Звучит музыка с четким ритмом. «Идем во фруктовый сад» (ходьба по залу). «Вдыхаем аромат яблок». «Пытаемся достать яблоки на деревё» (поднимаем сначала левую руку вверх, потом — правую). «Еще раз пытаемся достать яблоки» (подпрыгиваем на месте, руки по очереди вверх). «Как же достать яблоки?» (полуприседания, руки в стороны — вниз). «Нужно подставить лестницу и залезть на нее» (имитируем подъем на лестницу). «Срываем яблоки и кладем их в ведро» (имитируем сбор яблок). «Отдыхаем» (спускаемся и садимся, закрыв глаза, на ковер).
Цель: Обратить внимание детей на характер хлопков в зависимости от музыки и образов. Учить умению хлопать тихо и громко, с размаху и держа руки близко одна к другой., передавать ритмический рисунок музыки, наполнять движение эмоциональным смыслом. 1. «Колокола». Активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряженных рук. 2. «Колокольчики». Мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Движение легкое, по силе не громкое. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в стороны вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого 3. «Тарелка». Скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая — снизу вверх. 4. «Ловлю комариков». Легкие звонкие хлопки прямыми ладошками справа и слева от корпуса, вверху и внизу — согнутыми в локтях руками. 5. «Бубен». Хлопки ладонью одной руки о неподвижную раскрытую ладонь другой. Хлопки могут быть громкими или тихими в зависимости от динамики музыкального образа. 6. «Подушечка». Хлопки выполняются свободными, ненапряженными, мягкими руками перед корпусом и за ним. 7. «Вертушки». Основаны на поворотах кистей рук от корпуса и обратно. Руки согнуты в локтях и зафиксированы в статичном положении, работают только кисти, сила удара ладони о ладонь небольшая. Движение носит игривый характер. 44. Иры на развитие плавных движений рук 1. «Ветерок». Перекрестные движения рук над головой. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть. 2. «Ленточки». Попеременные пластичные движения правой и левой руками вверх-вниз перед грудью. 3. «Волна». Плавное движение вверх и вниз одной рукой. Она может быть отведена в сторону или вытянута вперед. «Волна» образуется за счет пластичных движений плеча, предплечья, кисти. «Волна» может плавно перетекать из одной руки в другую. 4. «Крылья». Плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх. 5. «Поющие руки». Из положения «руки в стороны» мягким движением кисти направляются друг другу навстречу, словно собирая перед собой упругий воздух. Такими же пластичными движениями руки снова разводятся в стороны. Корпус при этом помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперед и откидываясь назад.
Цель: закреплять выразительные приемы создания игрового образа. следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
Примечание. Приведенные выше задания показывают путь, по которому можно искать
Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
18. Верблюд решил, что он жираф, 19. Встретил ежика бычок А колючий еж смеется: — В рот не суй что попадется! 20. Будь внимателен. 21. Радость. 22. Восторг. 23. Я чищу зубы.
Цель: побуждать детей сочинять свой ответ, импровизируя мелодию. Заданные тексты: 1. Два цыпленка под веревкой Машут крыльями неловко: — Ах, какой большой червяк! Не достать его никак! (Предполагаемый ответ: «Это не червяк».) 2. У колодца пес сидит И не приближается: — На цепи ведро висит... Может быть, кусается?. (Предполагаемый ответ: «Ведром из колодца набирают воду».) 3. Ходят куры у дорожек, Квохчут в переулочке: — Неужели же из крошек Вырастают булочки? (Предполагаемый ответ: «Наоборот, крошки получаются из булочек».) 4. Жеребеночек из стога Ухватил травы немного: — Не видал я до сих пор Таких больших и вкусных гор. (Предполагаемый ответ: «Это стог сена, а не гора».) 5. На забор котенок влез, Стал он ростом до небес. Замяукал: «Ой, друзья! Посмотрите — вырос я!» (Предполагаемый ответ: «Нет, не вырос».) 6. Щенок сидит у будки, (Предполагаемый ответ: «За гору» и т.д.) 7. Ходит по лесу теленок, (Отвечают дети.)
- На полянке, на лугу Как малину найдут — Мама нежно песню пела: Да малину доедал: 2. Пропеть свои имя и фамилию, адрес, имя мамы и т.д. 3. Пропеть диалог: «Оля, где ты?» — «Я здесь». (С веселыми и ласковыми интонациями.) 48. Игра: «Музыкальная импровизация» 1. В руки палочки возьми, Мишкам спеть ты помоги, И мелодию лесную Ты ритмично простучи. 2. Повтори ритм на металлофоне, ксилофоне и т.д. Придумай свой. 3. Изобрази на ксилофоне грустный и веселый дождик.
Цель: развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений, умение выполнять движения по тексту. 1. Два притопа, Два прихлопа, Бег на месте, Ну-ка, вместе (пружинка), 2. Нужно спортом заниматься ( «натягиваем» спинку, плечи назад): И в ладоши громко хлопать — Будем все здоровыми и сильными! 3. Жили-были дед и баба Хоть у бабки мало силы (наклоны вперед с движением рук), Не соленый Даже есть его Ах! Как пахнет С колобочка Надо взять 4. (Наклоны влево-вправо, руки скользят по туловищу.) Я повторяю по утрам (наклоны вперед-назад, руки на поясе): Мой позвоночник — За позвоночником слежу (замок запястьями рук, руки заводятся поочередно через каждое плечо за спину). 5. У оленя — дом большой (руки крест-накрест над головой,) Дверь скорей, Олень, открой, 6. Шла коза по лесу, по лесу, по лесу, И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, 7. Я на скрипочке играю: А теперь на барабане: 8. Я скачу, скачу, скачу 9. Как у наших у ворот Вышел козлик погулять Каблучками я стучу (ковырялочка), И как мячик поскачу. 10. Лыжи весело берем А по льду совсем легко, И к пушистой елке 12. Гусь купил себе гармошку, 13. На паркете восемь пар — 14. Наши язычки устали, Всем привет на свете: 15. Дети по лесу гуляли, Бабочки летали, крылышками махали. Дружно хлопнем] В руках ландыши запели. Мы листочки приподняли, 16. Я иду, я иду, поднимая ножки, Ай-ай-ай! Посмотри, лужа-то какая!
Уселась кошка на окошко И стала лапкой уши мыть. Понаблюдав за ней немножко, Ее движенья можем повторить. Припев: Раз, два, три — ну-ка, повтори! Раз, два, три — ну-ка, повтори! Три, четыре, пять — повтори опять! Три, четыре, пять — повтори опять! Змея ползет лесной тропою, Как лента, по земле скользит, А мы движение такое Рукою можем вам изобразить. Припев. Весь день стоит в болоте цапля Припев. Живет на свете очень много Припев.
Ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом). Скрещенные большие пальцы — порог избы. Солдаты. Два солдата. Указательные пальцы постукивают друг о друга. Мама. Что, дети? Безымянные пальцы постукивают друг о друга. Дети. Папа! Мизинцы постукивают друг о друга. Папа. Впустите! Средние пальцы постукивают друг о друга. Что пустили ночевать! Сомкнутые ладони повернуть пальцами к груди, затем следует быстрый оборот рук на 180 градусов так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед
|