Опыт театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. |
Театральные занятия | |||
Автор: Джамаева Марта Магединовна | |||
08.06.2015 22:21 | |||
Опыт театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить — значит, можно творить, фантазировать, воображать. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, за-конах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии связанные с:
Занятие театральной деятельностью помогает развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоции при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка изобретательность, способность к импровизации. Театрализованная деятельность – важная составляющая повседневных дел нашей группы. Работу по театрализованной деятельности мы осуществляем в три этапа. На первом этапе организовываю совместную игровую деятельность, в которой дети знакомятся с театрализованной деятельностью (знакомство с видами театра, и разучивание потешек, стихотворений, чтение сказок, разыгрывание небольших сценок, игр-драматизаций). На втором этапе учу детей организовывать деятельность, оказывая небольшую помощь при необходимости. Дети сами принимают участие в выборе сказки, выборе атрибутов и учатся примерять на себя роль. Все это способствует формированию эмоционально положительного отношения. Третий этап – это самостоятельность и показ освоения специальных умений. Здесь проходит самостоятельный показ сказки детьми, которые пробуют себя не только в роли актеров, но и режиссеров. Привлекая детей к театрализованной деятельности, развиваю у них творческие способности, используя определенную технологию, а именно следующее:
Считаю, без привлечения родителей в педагогический процесс по развитию у детей способностей к театрализованной деятельности и накопление у них эмоционально – чувственного опыта невозможно, поскольку это – длительный процесс. Поэтому, с целью повышения компетентности родителей в этом вопросе организовываю тематические вечера: «Любимые сказки», «Театральные викторины», «Театральные встречи»; консультации «Театр своими руками», «Домашний театр», «Мама, папа и я театральная семья», в которых родители и дети являются активными участниками. Привлекаю родителей в качестве исполнителей ролей, авторов текста. Так же родители изготавливают декорации и костюмы, оформляют атрибуты. Родители являются участниками театрализованных постановок, проводимых в рамках «Неделя театра». Создавая игровую мотивацию, в театрализованную деятельность вовлекаю всех детей, даже малоактивных и плохо говорящих. Учу их выбирать главную роль. В содержание непосредственно-образовательной деятельности включаю небольшие упражнения и игры, в которых становлюсь наблюдателем. Предоставляю детям возможность проявить инициативу в организации театрализованных игр, в выборе сюжета и его разыгрывании. Так же включаю музыкальное сопровождение с целью приобщения детей к разным видам музыкальной деятельности. В процессе формируется правильное восприятие музыки, дети творчески производят все, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре. В педагогической деятельности по развитию у детей интереса к театрализованной деятельности придерживаюсь следующих правил.
Зиме конец! Летит скворец Смотри, как все тает!» — знакомлю детей с новым стихотворением в движении, изображаю летящего скворца и прошу детей повторить. Проговаривание чистоговорок Су – су – су, су – су – су, белку видели в лесу. Потешка. Глазки открывается, Ручки и ладошки, Славный мой сыночек! Провожу работу над интонационной и артикуляционной выразительностью и произношением.
Заниматься театрализованной деятельностью детям очень нравится. Они с большим удовольствием участвуют в инсценировке сказок, перевоплощаются в образы сказочных героев, животных. Так как среда является одним из основных средств развития личности ребенка и источником его индивидуальных знаний и социального опыта, особое внимание уделяю созданию развивающей предметно – пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО. Созданная в группе богатая театрализованная предметно – пространственная среда (настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театры, театр на фланелеграфе и т. д.; набор кукол для разыгрывания сценок; ширма для кукольного театра; элементы костюмов, шапочки, маски и т.д.), обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, я учитываю:
Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
|