Проект по театральному воспитанию "Сказка" для детей младшего возраста
Пояснительная записка.
Современная психолого-педагогическая наука располагают данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и " всеобщую универсальную человеческую способность, которая будучи развитой, реализуется в любой среде человеческой деятельности " (Э. И. Ильенков) — способ к творчеству. И чем раньше произойдет встреча ребенка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным. Этот факт обуславливает появления в дошкольном учреждений проекта, способствующему творческому развитию ребенка.
Скачать коснпект
По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль, как освоение и познание окружающей действительности. Сходными являются и формы организаций этих процессов: игра — ролевая и актерская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяющую основную потребность в игре и создает условия для проявления его творческой активности.
Цель проекта:
Первоначальная ориентация детей в средствах актерской выразительности и освоение ими элементарных умений сценического перевоплощения (импровизации, фантазировании, этюды), развитие и закрепление этих умений в продуктивной деятельности, а именно в театрализованных постановках; формирование базовых знаний о появление и становление театрального искусства.
Задачи:
- Побуждение у детей интереса к театральному искусству.
- Формирование у них личностного целостного эстетического отношения к явлениям окружающей действительности.
- Развитие внимания, памяти, воображения, мышления, речи, эмоционально- волевой сферы, а также творческих способностей.
- Формирование у детей первоначальных представлений о средствах актерской выразительности и базовых знаний о театре.
- Развитие у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности.
Участники проекта — дети, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта- 3 года
Основные пути реализаций проекта через:
- развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.); речи (монолог, диалог); творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
- участие детей в театрализованных играх, разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини- сценок, сказок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (теневой, театр игрушки, пальчиковый и др. виды, доступные детям).
- обогащение театрализованного опыта: знание детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театрализованной терминологии.
- изготовление и подбор атрибутов совместно с родителями; изготовление кукол и игрушек, костюмов, создание мини-музея " Театр теней", совместные театрализованные представления.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
- Диагностика " Психомоторное развитие ребенка " по методике А. Бурениной.
- Сбор материала и информации для реализации проекта.
- Посещение курсов " Использование театрализованных игр с элементами ТРИЗ, РТВ.
Основной этап:
- Консультация для родителей " Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста."
- Создание совместно с детьми и родителями мини — музея " Театр теней"
- Показ теневого театра "Курочка Ряба","Репка".
- Консультация для воспитателей "Основы художественно-эстетического и творческого воспитания младшего дошкольного возраста"
- Постановка театрализованной игры " Умная хозяюшка" с использованием подражательных средств.
- Оформление фото стенда " Дети рассказывают сказку".
Заключительный этап:
Защита проекта. Развлечение " Играем в сказку"
Предметно -развивающая среда:
Для театральной деятельности детей в группе имеется уголок, где представлены: различные виды театров (пальчиковый, театр игрушки, теневой, настольной и т.д.); реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширма. элементы костюмов. маски. игровой реквизит); музыкальный центр и фонотека, куда входят произведения классической музыки, современная инструментальная музыка, запись "голосов природы" (шум моря, ветра птичьих голосов и т.д.), народные музыкальные сказки, детские песни.
Методические приемы:
- Метод создания проблемных ситуаций. Дети отличаются большой любознательностью, любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их "зажигает".
- Метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей, как метод стимулирования интереса к театральной деятельности. Основной формой деятельности по проекту является — игра. Игровой тренинг как особая форма общения в процессе подобранных заданий и упражнений, направленных 7на развитие у них основных психофизических процессов (внимания, воображения, речь).
Предполагаемые результаты:
Для того, чтобы проверить эффективность работы в конце года проводиться диагностика. Критерии:
- создавать образ персонажей используя различные средства выразительности (слова, мимику, жесты)
- взаимодействовать с партнером
- действовать с кукольным персонажами (пальчиковыми, сюжетными игрушками, плоскостными персонажами и т.д.)
-легко погружаться в мир фантазии.
Планируется продолжать работу по развитию творческих способностей детей:
- пополнять уголок театрализации куклами, марионетками
- найти пути взаимодействия с воспитателями других детских садов, работающих по театральной деятельности, с целью обмена опыта.
Используемая литература:
- Актерский тренинг для детей. Автор составитель И. Феофанова. — М. АСТ: Астрель, 2011.
- Артемова Л. В. Театральные игры дошкольников. М. -1990.
- Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям. Театр и образ.: Сборник научных трудов — М. 1992.
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театральной деятельности: Ребенок в детском саду. 2001- № 2.
- Микунова Е. В. " Театральная педагогика в детском саду". М. Творческий центр. 2009.
- Эмоциональное развитие дошкольников. А. В. Запорожец — М. Просвещение, 1985.
- Петрова Т. И. Театральные игры в детском саду. М. 2000.
- Реуцкая Н. А. Театральные игры дошкольников. Игра дошкольника. Под ред. С. Л. Новоселовой. М. — 1989.
- А. М. Нахимовский. Театральное действо от А до Я. М. " Аркти". — 2002.
|