Работа с детьми с ОВЗ в детском саду |
Театральные занятия | |||
Автор: Мастяева Елена Викторовна | |||
19.10.2014 11:10 | |||
Применение и результаты работы по внедрению коррекционной технологии формирования предпосылок и элементов творческого воображения в театрализованных играх у детей с ограниченными возможностями здоровья. Воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, воображение зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой – оно способствует развитию уникальных процессов, создавая основу для образных представлений.
Будучи самостоятельным психическим процессом, воображение оказывает влияние на все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей, интересов и желаний личности, ее мотивов, эмоций и характера. Оно связано с реальной действительностью и зависит от социальной среды, методики обучения и воспитания, возраста, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей. С одной стороны, воображение возникает и развивается в процессе деятельности (игровой, учебной, изобразительной, трудовой и т.д.), с другой стороны оно является важным фактором деятельности в плане ее активации. По степени контроля со стороны человека за собственными образами воображение разделяют на активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное). При пассивном воображении нет направленного оперирования образами, они возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. К разряду непроизвольных форм воображения относятся сновидения и галлюцинации. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с учетом поставленной цели. Активное воображение бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих преднамеренному описанию. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Этот вид воображения является базой всего процесса обучения, играет важную роль в коммуникации и усвоении социального опыта. Воображение, продуктом которого являются новые образы, называется творческим. Оно определяет самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. В творческом комбинировании исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление. С раннего возраста жизнь требует достаточного уровня развития воображения. Ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, символов и знаков, быть готовыми к предвосхищению возможных изменений. Данное умение исключительно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, характеризующимися уплощенностью эмоций, низким уровнем развития произвольного воображения, несформированностью фантазийной мотивации. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и при рисовании, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где аномальный ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного воспитания и обучения. Работа по развитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности и объема заданий, с учетом возраста, психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка. В задачи таких занятий, входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов, развитие и активизация речи, обучение оперирования образами и представлениями. Важным условием раскрытия творческих способностей является создание общей атмосферы комфортности и увлеченности. Данным условиям отвечает коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья в театрализованных играх. Особенностью развития воображения у аномальных детей является отсутствие с возрастом творческого роста. Воображение носит пролонгированный репродуктивный характер и зависит от свойственного данной категории детей отставания в психическом развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческой деятельности. Коррекционная работа с использованием театрализованных игр призвана решить данную проблему, и, дает положительные результаты при соблюдении определенных технологических требований. Работа в данном направлении должна носить целенаправленный характер и быть организована в два этапа: пропедевтический (у воспитанников формируются в театрализованных играх предпосылки творческого воображения) и основной (активизируются самостоятельные творческие проявления ребенка). Данная коррекционная технология включает в себя четыре направления, объединенных в один игровой комплекс. Этот комплекс состоит из театрализованных режиссерских, образно-ролевых игр и специальных игровых упражнений. Первое направление коррекционной работы – формирование положительного мотивационно-потребностного компонента и интереса к творческой театрализованной деятельности. На этом этапе важно обеспечить условия, способствующие проявлению интереса и желания детей участвовать в различных театрализовано-игровых формах: · Материальные (оборудование, обстановка); · Первоначальную ориентировку ребенка в новой для него деятельности; · Расширение круга его представлений о театре, обогащение новыми впечатлениями, накопление опыта; · Положительное отношение к творческой деятельности. В моем случае, этот процесс начался даже без моего участия: это посещение разнообразных театрализованных постановок всем коллективом детского дома. Продолжался он уже в процессе работы кружка «Кукольный театр». Впоследствии, впечатления закреплялись на тематических беседах «Что такое театр?», «Кто такой режиссер? Кто работает в театре?», прослушивании и обсуждении аудиоспектаклей и постановок, использовании кукол и театрализованных игр при групповых занятиях. Именно здесь закладывается основа для развития творческого воображения ребенка, залогом успешной работы является накопление и обобщение жизненных впечатлений, наличие достаточного эмоционально-чувственного и художественного опыта. Второе направление коррекционной работы ставит задачей обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, совершенствование восприятия и представлений, развитие образного видения как основы для проявления творческого воображения у аномальных детей в условиях театрализованных игр. На данном этапе важно расширить кругозор детей за счет увеличения объема информации: обеспечить усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей, понимание характерных особенностей их образов; формировать целостное видение воображаемого сюжета и образа. В обогащении художественного опыта и формировании образного видения особую роль играют сказки, поскольку они расширяют представления ребенка о действительности, вводят в особый и исключительный мир чувств, глубоких переживаний, эмоциональных открытий, фантазий. Для достижения данного результата знакомство с художественным произведением может осуществляться в различных вариантах: с развернутым драматизированным описанием; с показом иллюстраций и беседой, с использованием музыкальных иллюстраций. Формированию образного видения сюжета и персонажей способствуют серии игровых заданий под названием «Слышу-воображаю» и «Вижу – воображаю».
|