Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Работа с детьми с ОВЗ в детском саду
Театральные занятия
Автор: Мастяева Елена Викторовна   
19.10.2014 11:10

Работа с детьми с ОВЗ в детском садуПрименение и результаты работы по внедрению коррекционной технологии формирования предпосылок и элементов творческого воображения в театрализованных играх у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, воображение зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой – оно способствует развитию уникальных процессов, создавая основу для образных представлений.

 

Скачать конспект

Будучи самостоятельным психическим процессом, воображение оказывает влияние на все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей, интересов и желаний личности, ее мотивов, эмоций и характера. Оно связано с реальной действительностью и зависит от социальной среды, методики обучения и воспитания, возраста, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей.

С одной стороны, воображение возникает и развивается в процессе деятельности (игровой, учебной, изобразительной, трудовой и т.д.), с другой стороны оно является важным фактором деятельности в плане ее активации.

По степени контроля со стороны человека за собственными образами воображение разделяют на активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное).

При пассивном воображении нет направленного оперирования образами, они возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. К разряду непроизвольных форм воображения относятся сновидения и галлюцинации.

При активном воображении образы всегда формируются сознательно с учетом поставленной цели. Активное воображение бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих преднамеренному описанию. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Этот вид воображения является базой всего процесса обучения, играет важную роль в коммуникации и усвоении социального опыта. Воображение, продуктом которого являются новые образы, называется творческим. Оно определяет самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. В творческом комбинировании исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

С раннего возраста жизнь требует достаточного уровня развития воображения. Ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, символов и знаков, быть готовыми к предвосхищению возможных изменений. Данное умение исключительно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, характеризующимися уплощенностью эмоций, низким уровнем развития произвольного воображения, несформированностью фантазийной мотивации.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и при рисовании, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где аномальный ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного воспитания и обучения.

Работа по развитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности и объема заданий, с учетом возраста, психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка.

В задачи таких занятий, входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов, развитие и активизация речи, обучение оперирования образами и представлениями. Важным условием раскрытия творческих способностей является создание общей атмосферы комфортности и увлеченности.

Данным условиям отвечает коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья в театрализованных играх.

Особенностью развития воображения у аномальных детей является отсутствие с возрастом творческого роста. Воображение носит пролонгированный репродуктивный характер и зависит от свойственного данной категории детей отставания в психическом развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческой деятельности.

Коррекционная работа с использованием театрализованных игр призвана решить данную проблему, и, дает положительные результаты при соблюдении определенных технологических требований. Работа в данном направлении должна носить целенаправленный характер и быть организована в два этапа: пропедевтический (у воспитанников формируются в театрализованных играх предпосылки творческого воображения) и основной (активизируются самостоятельные творческие проявления ребенка).

Данная коррекционная технология включает в себя четыре направления, объединенных в один игровой комплекс. Этот комплекс состоит из театрализованных режиссерских, образно-ролевых игр и специальных игровых упражнений.

Первое направление коррекционной работы – формирование положительного мотивационно-потребностного компонента и интереса к творческой театрализованной деятельности.

На этом этапе важно обеспечить условия, способствующие проявлению интереса и желания детей участвовать в различных театрализовано-игровых формах:

· Материальные (оборудование, обстановка);

· Первоначальную ориентировку ребенка в новой для него деятельности;

· Расширение круга его представлений о театре, обогащение новыми впечатлениями, накопление опыта;

· Положительное отношение к творческой деятельности.

В моем случае, этот процесс начался даже без моего участия: это посещение разнообразных театрализованных постановок всем коллективом детского дома. Продолжался он уже в процессе работы кружка «Кукольный театр». Впоследствии, впечатления закреплялись на тематических беседах «Что такое театр?», «Кто такой режиссер? Кто работает в театре?», прослушивании и обсуждении аудиоспектаклей и постановок, использовании кукол и театрализованных игр при групповых занятиях.

Именно здесь закладывается основа для развития творческого воображения ребенка, залогом успешной работы является накопление и обобщение жизненных впечатлений, наличие достаточного эмоционально-чувственного и художественного опыта.

Второе направление коррекционной работы ставит задачей обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, совершенствование восприятия и представлений, развитие образного видения как основы для проявления творческого воображения у аномальных детей в условиях театрализованных игр.

На данном этапе важно расширить кругозор детей за счет увеличения объема информации: обеспечить усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей, понимание характерных особенностей их образов; формировать целостное видение воображаемого сюжета и образа.

В обогащении художественного опыта и формировании образного видения особую роль играют сказки, поскольку они расширяют представления ребенка о действительности, вводят в особый и исключительный мир чувств, глубоких переживаний, эмоциональных открытий, фантазий. Для достижения данного результата знакомство с художественным произведением может осуществляться в различных вариантах: с развернутым драматизированным описанием; с показом иллюстраций и беседой, с использованием музыкальных иллюстраций. Формированию образного видения сюжета и персонажей способствуют серии игровых заданий под названием «Слышу-воображаю» и «Вижу – воображаю».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год