Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка НОД по познавательному развитию «Путешествие по Волге»
Познание
Автор: Захарова Анна Александровна   
31.08.2021 11:30

Методическая разработка НОД по познавательному развитию «Путешествие по Волге»Методическая разработка НОД по познавательному развитию «Путешествие по Волге»

Подготовительная группа

Цель: систематизировать знания о традициях и культуре народов Поволжья.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Социально – коммуникативное развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие».

Скачать конспект

Задачи:

  1. Способствовать накоплению представлений о культуре и быте народов, проживающих на территории Поволжья.
  2. Способствовать развитию диалогической речи. Активизировать и обогащать словарь детей: названиями национальных предметов быта, музыкальных инструментов, элементов костюма.
  3. Формировать толерантное отношение к представителям других национальностей.
  4. Создать благоприятный психологический климат. Продолжать формировать умение согласовывать свои движения с речью.
  5. Развивать индивидуальные творческие способности детей, умение видеть прекрасное, побуждать создавать изображение по мотивам народно- декоративного орнамента.

Методы и приемы:

  • практические: подвижные игры народов Поволжья, продуктивная деятельность
  • наглядные: рассматривание карты Поволжья, национальных костюмов, предметов быта, музыкальных инструментов, мультимедийная презентация «Мы разные, но мы вместе»
  • словесные: рассказ, стихи, загадки, вопросы о народах Поволжья, беседа о национальностях, о предметах быта, описание национальных костюмов.

Материал и оборудование:

  • карта Поволжья
  • национальные костюмы (русский, чувашский, мордовский)
  • «ярмарочные ряды», лотки с национальными предметами быта
  • ноутбук, презентация «Мы разные, но мы вместе»
  • аудиозапись национальных мелодий
  • элементы национальных костюмов
  • самовар, скатерть
  • национальные блюда — сладкие угощения (сушки, блины, чак-чак, пирожки)
  • трафареты предметов быта, одежды из бумаги
  • гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, кисти по количеству детей

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Подвижные игры «Иголка, нитка, узелок», «Ложки», дидактическая игра с мячом.

Игровая

Игровые ситуации, дидактическая игра « На каком языке говорят народы Поволжья?», музыкальная разминка.

Познавательно - исследовательская

Рассматривание карты Поволжья, национальных костюмов (русский, чувашский, мордовский), предметов быта, изображение национальных орнаментов на бумажных трафаретах.

Коммуникативная

Ситуативный разговор, беседа, отгадывание загадок.

Музыкальная

Хоровод «Дружба», русский народный танец «Калинка», подвижные игры, слушание национальных народных мелодий.

Изобразительная

Художественная мастерская. Расписывание предметов быта, одежды.

Восприятие

художественной

литературы и фольклора

Чтение стихотворений, загадок, пословиц.

Трудовая

(самообслуживание и элементарный бытовой труд)

Поручения: разложить раздаточный материал на столы для изобразительной деятельности, убрать свое рабочее место.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Звучит музыка «Я, ты он, она». Просит встать в хоровод, поздороваться.

Дети входят в групповую комнату, встают в хоровод. «Мы заводим, мы заводим

Ой, дружный хоровод!

Поздороваться желаем,

Удивим сейчас народ (здороваются ладонями, локтями, обнимаются)

Положительно-эмоциональный настрой.

2.

Предлагает подойти к карте, показывает расположение Поволжья по берегам Волги.

Задает вопросы:

- «Какие народы живут в Поволжье?»

- «Чем они отличаются?»

- «А вам бы хотелось побывать у них в гостях?»

Дети подходят к карте, рассматривают, внимательно слушают, отвечают.

Закреплены знания о народах Поволжья.

3.

Предлагает игру с мячом «На каком языке говорят народы Поволжья?»

Русские - на русском чуваши - на чувашском мордва - на мордовском казахи - на казахском

Дети встают в круг, ловят мяч, отвечают на вопросы, подбирают к существительному прилагательное.

Умеют подбирать к существительному прилагательное.

4.

Предлагает отправиться на большую ярмарку.

Задает вопрос детям:

«Что такое ярмарка?»

Отвечают на вопросы.

Развито воображение.

Сформирован интерес к предстоящей деятельности.

 

Рассказывает: « Люди разных национальностей ценили народное мастерство. На ярмарке свои товары прославляли. Народ собирается, наша ярмарка открывается! Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ!»

Дети в национальных костюмах (русский, чувашский, мордовский) встают каждый около своей лавки с товарами.

Дети читают стихи:

На ярмарку, на ярмарку

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут друзья!

Что душа твоя желает

Все на ярмарке найдешь

Всяк подарки выбирает

Без подарка не уйдешь!

 

5.

Предлагает посмотреть на чудо - товары. Звучит русская народная песня «Калинка».

Дети подходят к русской народной лавке.

Ребенок в русском народном костюме:

«Эй, ребята, посмотрите

Расчудесный наш товар

Добро пожаловать, здравствуйте!

Загадаю вам загадки

А, вы, попробуйте отгадать,

Найти эти товары в русской лавке.

Четыре ноги, два уха,

Один нос, да брюхо (самовар)

Она всем очень нравится

На блюдечке красавица

С одной рукой- милашка Голубенькая (чашка)

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки

К уголочку - уголок

Сложен красочный (платок)

Утка в море, хвост на заборе (ковш).

А вот и пироги не очень дороги

С пылу, с жару гривенник – пара

Пироги со всякой всячиной

С яйцами, картошкой – отведайте немножко».

Дети отгадывают загадки, находят предметы быта в русской лавке.

Сформирован интерес к предстоящей деятельности. Развито логическое мышление, речь.

6.

Приглашает на задорный русский танец «Калинка».

Дети в русских народных костюмах танцуют.

Сформирована эмоциональная отзывчивость на музыкальное произведение.

7.

Обращает внимание на русский народный костюм.

Задает вопросы: «Из каких элементов состоит костюм?»

Дополняет ответы детей.

Дети отвечают на вопросы. Ребенок в русском народном костюме демонстрирует элементы костюма.

Закреплено умение называть элементы костюма,   публично выступать перед сверстниками.

8.

Продолжает прогулку по ярмарке. Звучит чувашская народная мелодия.

Дети подходят к чувашской лавке с товарами. Рассматривают товары, костюм.

Развит интерес к чувашской народной культуре, быту.

9.

Обращает внимание на чувашскую лавку с товарами (показ слайдов).

Ребенок в чувашском костюме говорит: «Все спешите к нам сюда!

Аваны! Здравствуйте!

Светлыми зорями, яркими узорами

Край чувашский славится

Краше нет чувашской вышивки, не игла вышивает, а руки девушек – красавец.

Товар здесь разный. Необычные чувашские народные музыкальные инструменты: подкова, варган, пай, пузырь сырной из липы.

Дети внимательно рассматривают слайды и товар.

Закреплено умение называть чувашские музыкальные инструменты.

10.

Приглашает поиграть в чувашскую народную игру «Иголка, нитка, узелок».

Дети рассказывают о правилах игры, играют.

Удовлетворены потребности в двигательной активности, снято эмоциональное напряжение.

11.

Дает оценку действиям детей.

Дети слушают.

Сформированы умения выполнять правила игры.

12.

Обращает внимание на нарядный чувашский костюм, уточняет название элементов костюма.

Говорит: «Любовались гости чудом, громко восхищалися

И чувашской красотой сраженные   осталися.» Показ слайдов.

Рассматривают слайды. Называют элементы чувашского женского и мужского костюма.

Закреплены умение правильно называть элементы чувашского народного костюма.

13.

Рассказывает о чувашской народной кухне.

Дети слушают, проговаривают названия   чувашских блюд.

Пополнен активный словарь детей.

14.

Предлагает продолжить прогулку по ярмарке. Звучит мордовская народная мелодия.

Дети подходят к мордовской лавке с товарами. Ребенок в национальном мордовском костюме говорит:

«Эй, не стойте у дверей

Заходите к нам скорей

Шумбрачи! Здравствуйте!

На мордовские товары поглядите!

И чего - нибудь у нас купите.

Какие чудесные бисерные украшения плетут мордовские мастерицы. Но не только женщины занимались интересным делом, но и мужчины мастерили из дерева: резные ложки, скульптуры человека и животных, плели из бересты туески, лапти и другую утварь.

Сформирован интерес к культуре мордовского народа.

15.

Приглашает поиграть в веселую мордовскую игру     «Ложки».

Поют гармошки озорные, а с нами ложки расписные.

Звучит мордовская мелодия.

Дети берут в руки по 2 ложки, встают в круг, дети играют в ложки, музыка заканчивается, дети кладут ложки на пол и двигаются по кругу, ведущий убирает несколько пар ложек, дети, которые остались без ложек, выходят из игры.

Удовлетворены потребности в двигательной активности, развит музыкальный слух.

16.

Обращает внимание детей на красоту мордовского костюма.

Показ слайдов. Предлагает рассмотреть его, задает вопросы: «Какие геометрические фигуры используют в вышивке одежды?

Как называется головной убор у женщины?

Что использовали для украшения костюма? »

Дети рассматривают костюм. Отвечают на вопросы.

Закреплено умение правильно называть элементы мордовского костюма.

17.

Рассказывает о мордовской кухне, которая славится вкусными крупяными блинами. Какова в них сладость, такова в них доброта!

Показ слайдов.

Дети слушают, рассматривают слайды.

Закреплены знания о мордовской кухни.

18.

Говорит: «Мы побывали сегодня в разных местах. Люди везде добрые,

да приветливые. Недаром говорят: «Где дружат - там, не тужат!»

Богат творчеством многонациональный народ Поволжья. Народ любил и ценил мастеров-умельцев. Народная мудрость гласит: « Красна птица перьями, человек уменьем».

Дети слушают.

Сформирован интерес к культуре разных народов Поволжья.

19.

Предлагает стать народными умельцами и показать свое мастерство, взять бумажные заготовки и расписать их.

«Вот матрешка –тройняшка Саша, Маша и Наташа

Миски и чашки для чая, и кашки!

Вот посуда - просто чудо,

Игрушечка диво!

Эй, народ, подбегай,

Что осталось – разбирай!»

Звучит русская народная мелодия.

Дает советы, оказывает необходимую индивидуальную помощь.

Дети выбирают трафареты, садятся за стол,   раскрашивают, используя различные материалы.

Развито умение самостоятельно выполнять задание. Создано условие для закрепления умений и навыков изобразительной деятельности, проявления творчества.

20.

Предлагает разместить все рисунки на магнитной доске, рассмотреть их. Задает вопросы: «Правильно ли подобраны узоры, согласно народным традициям?»

Дети размещают свои работы на магнитной доске. Рассматривают их, активно участвуют в обсуждении работ.

Пополнен опыт изображения с использованием различных материалов.

21.

Дает положительную оценку деятельности детей. Выражает благодарность детям за проделанный труд. Объявляет, что детские работы будут использованы в оформлении альбома «Культура и быт народов Поволжья».

Дети внимательно рассматривают, слушают и радуются.

Сформировано умение понимать значимость своей деятельности.

22.

Рефлексия.

-Понравилась ли вам прогулка по ярмарке?

-Что мы делали?

-Что вам запомнилось больше всего?

-С какими народами Поволжья мы с вами встретились на ярмарке?»

Дети активно участвуют в подведении итогов,   отвечая на вопросы полным ответом.

Закреплены знания о культуре и быте народов Поволжья. Активизирован и обогащен словарь по данной теме.

23.

Играет тихая музыка. Показ слайдов. Воспитатель: « Разные народы живут в Поволжье. Они отличаются родным языком, национальной одеждой, кухней, культурой, обычаями, своей внешностью, но мы все равны, все мы имеем равные права: смеяться и грустить, учиться и дружить и в мирном мире жить! Так давайте дружить, дарить улыбки друг другу и добрые слова!»

Дети внимательно слушают, смотрят слайды.

Сформированы знания о народах Поволжья.

24.

Воспитатель приглашает всех к столу, попробовать национальные угощения.

Дети радуются приглашению, садятся за столы, пьют чай с национальными сладостями.

Получено удовлетворение от прогулки по ярмарке.

Итоговое мероприятие: Художественная мастерская « Маленькие народные умельцы».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год