Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация совместной предметной деятельности ребенка и взрослого (из опыта работы).
Педагогика
Автор: Денисова Наталья Викторовна   
04.10.2021 13:39

Организация совместной предметной деятельности ребенка и взрослого (из опыта работы).Организация совместной предметной деятельности ребенка и взрослого (из опыта работы).

Драгоценное время первых лет детской жизни насыщенно познавательным содержанием. Восприятие окружающего мира, его осознание и обобщение тесно связаны с развитием мышления и речи. Малыш учится, двигаясь, ощупывая и разглядывая предметы, пробуя их на ощупь и вкус, совершая различные действия с ними, испытывая, какие звуки они издают. Оперирование собственным телом, игрушками, вещами, отношениями, эмоциями и словами становится основой интеллектуальных процессов.

С целью наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создание условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста и детей, в нашем детском саду организована группа кратковременного пребывания для детей от 1 года до 3 лет, не посещающих дошкольные учреждения. Данная группа является адаптационной.

 

Скачать конспект

Для ребенка раннего возраста, впервые переступившего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужим» окружением и непривычными отношениями. К этому новому, неизведанному нужно привыкнуть и каким-то образом приспособиться – адаптироваться. И задача воспитателя – грамотно спроектировать процесс сопровождения малышей и родителей, в котором будет уделено достаточное внимание адаптации детей к условиям детского сада, а также развитию предметной деятельности и познавательных способностей малышей.

Ни в одном возрасте познавательное развитие человека не происходит настолько интенсивно и не определяет настолько фундаментальным образом дальнейшее развитие личности, как в первые три года жизни. И поэтому, у детей, которые посещают ГКП, уже с самого раннего возраста, происходит закладка фундамента познавательных способностей.

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, т.е. деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами.

Именно в рамках этой деятельности возникают и развиваются основные познавательные процессы и психологическое развитие детей раннего возраста.

Восприятие, внимание, мышление и память ребенка функционируют и развиваются главным образом в процессе предметных действий малыша. Речь ребенка первоначально возникает и развивается также в совместной со взрослым предметной деятельности. Благодаря развитию предметных действий и речи в игре детей появляются игровые замещения, создаются условия для развития таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность. Таким образом, предметная деятельность определяет развитие практически всех психических процессов и личности ребенка.

Варианты игр, направленные на развитие познавательных способностей.

В работе по развитию предметной деятельности можно выделить несколько направлений:

  • Развитие орудийных действий. Это не только развитие движений руки и общей моторики, но и преодоление спонтанной, импульсивной активности ребенка, а значит – овладения своим поведением.

Помимо обычных бытовых процедур (обучение самообслуживанию), я организую игры, направленные на развитие практических и орудийных действий с использованием игрушек. Цель таких игр – научить ребенка захватить и удержать в руках предмет, пользоваться орудием (сачком, удочкой, палочкой).

Я подготовила тематический цикл игровых ситуаций по познавательному развитию «Разноцветный мир морской»:

Игра «Рыбки в море». Цель: Побуждать желание детей не только рассматривать предметы, но и действовать с ними.

Игра «Рыбалка». Цель: Развивать сенсомоторные пространственные координации «глаз-рука».

  • Развитие познавательной активности, которая проявляется в любознательности, стремление к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Исследуя новые предметы и игрушки, экспериментируя с песком, водой, красками, пытаясь открыть коробочки с «секретом», наблюдая, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи.

Игра «Волшебный мешочек». Цель: Развитие познавательной активности.

Ребенок на ощупь достает из мешочка какой-то предмет и должен догадаться, что он нашел. Если ребенок еще не умеет говорить или не может назвать найденный предмет, в этом случае педагог сам называет предмет и просит малыша повторить название. Малыш может вытащить предмет из мешочка и рассмотреть его. Потом задание можно усложнить, давая ребенку определенные поручения, т.е. говорить, что именно нужно достать из мешочка.

Основная задача воспитателя состоит не в том, чтобы научить ребенка правильному способу действия, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересованность малыша загадочным предметом и побудить к экспериментированию.

  • Развитие восприятия и мышления. Рассматривая картинки, книги, играя с разнообразными «вкладышами», ребенок учится учитывать свойства предметов, различать их по форме, цвету, величине. При этом малыш не только действует, но и думает.

Игры, направленные на развитие восприятия и мышления

Игра «Веселые квадратики». Цель: Формировать способность группировать предметы по признаку: рыбки, ракушки, камушки.

Игра «Найди такой же». Цель: Учить пользоваться приемом наложения одного предмета к другому по форме.

Уже в конце первого года жизни дети начинают проявлять интерес к картинкам. Они с интересом рассматривают их, раскладывают карточки, перекладывают. Начиная со второго года жизни можно организовать игры с картинками, н-р, «Найди такой же» — такие игры способствуют формированию наглядно-образного мышления, развитию таких мыслительных операций, как классификация, обобщение.

  • Развитие самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности.

Примерно до 2-х лет деятельность ребенка в основном имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет для него особого значения.

В раннем возрасте малышам очень нравится подражать действиям взрослого. Нужно использовать эту особенность для развития у ребенка целенаправленности и самостоятельности. Задача педагога – заинтересовать ребенка в деятельности, требующей получения определенного результата.

Игра «Морские узоры на песке». Цель: Учить выкладывать узоры на песке.

Воспитатель должен помочь ребенку правильно скоординировать и распределить свои действия. По принципу мозаики можно выкладывать узоры из камешков, ракушек. Это могут быть геометрические фигуры, узор «бусы», узор в заданном порядке. Если ребенок захочет выложить узор по собственному замыслу, похвалите малыша.

Таким образом, можно сделать вывод: что эффективным способом развития у детей предметной деятельности и познавательных способностей является организация совместной предметной деятельности ребенка и взрослого.

Даже если малыш отказывается что-то выполнять, настаивать не надо. Из собственного опыта, могу сказать точно, что даже в этот момент ребенок созерцает увиденное и через какое — то время попытается повторить действие педагога. А это очень важно!

Наталья Викторовна Денисова, воспитатель ГКП,

МДОУ д/сад №20 Орехово-Зуевского городского округа.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год