СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
Педагогика | |||
Автор: Прокофьева Анна Алексеевна | |||
04.10.2021 19:52 | |||
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Прокофьева Анна Алексеевна Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы о происхождение понятия «инновация», о его появление в педагогической науке, о реализации инновационных технологий в практике. Ключевые слова: инновация, педагогические технологии, практика, образование, управление. В современно мире нам очень часто приходиться сталкиваться со словом инновация. Это явление не обошло и дошкольное образование.
Само слово инновация впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Шумпетера Й. в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Шумпетер был одним из первых учёных, кто в 1900-х гг. ввёл в научное употребление данный термин в экономике [1]. Позже это понятие стали использовать и другие науки, в том числе и педагогика. Понятие инновации трактуется по- разному, мы основываемся на определении философского словаря Грицанова А., который трактует его в двух направлениях: Инновация — явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание (социализировались); закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности. Во втором случае чаще используют понятие нововведение, выражая его сущность в терминах инновационной деятельности и инновационных процессов (если учитывается процесс сопряженных изменений в среде) и раскрывая его содержание как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов [2]. Из этого стоит сделать вывод, что инновация в образование вещь нужная, так как именно необходимость толкает к созданию чего — то нового, улучшение качества работы, развитию в целом. В дошкольном образовании внедряются педагогические инновационные технологии, такие как:
Они активно используются в практике образовательных учреждений. Технологий достаточно много, все они интересны и используют их в основном в комплексе. Сложность внедрения состоит в том, что управлять этими технологиями достаточно сложно и их внедрение начинается с документально – правовой базы образовательного учреждения. Технологии научно обосновываются для того, чтобы их можно было реализовывать в практике. Приобретаются дидактические материалы (методические рекомендации, раздаточный материал и т.д.), создается предметная среда. Для того чтобы технология работала руководитель тоже должен использовать ряд технологий, но это уже будет – технологии управления. Под данными технологиями понимается система операций и процедур, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями в определенной последовательности с использованием необходимых для этого методов и технических средств. Руководитель вместе с педагогическим коллективом определяют основные цели образовательного учреждения, тем самым организуя педагогический процесс, а значит постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Управление по результатам предполагает, что изначально перед коллективом ставятся реальные, обеспеченные всеми ресурсами для исполнения цели. К таким ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии, методики и др. При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь принимать участие в общем деле и контактировать с другими членами коллектива. Результативное мышление предполагает, что руководитель и подчиненные определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы достижения, т.е. время, технологии и другие ресурсы [4]. В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив — ценнейший ресурс. Руководитель создает условия для работы, атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса. Однако при этом задача руководителя состоит в осуществлении информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции. Руководитель должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового [4]. Делая выводы из анализа научной литературы и результатами практики, можно сделать несколько выводов: Во – первых, внедрение инновационных технологий в работу ДОУ, нужно начинать с нормативно – правовой базы ДОУ и при готовности руководителя к новым меняющимся условиям. Во – вторых, слаженная работа педагогического коллектива и руководителя учреждения будет определять эффективность и результат внедрения той или иной инновационной технологии. Список литературы:
|