ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА. ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ СПОСОБНОСТИ К ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Крылова Светлана Анатольевна | |||
29.08.2021 08:04 | |||
ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА. ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ СПОСОБНОСТИ К ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ. Крылова С.А. Коломна, МБДОУ комбинированного вида детский сад №14 «Дельфинята» Этимология изучает происхождение слов и выражений. В статье В. фон Гумбольдта «о изучении языков…» автор пишет «язык — объединённая духовная энергия народа, запечатленная в определенных звуках. [1]. Изучение языка – это изучение истории мыслей и чувств человечества. В современном языке слова часто абстрагируются от сущности предмета, и даже изменяются, отличаясь от своего первоначального вида. Этимология выполняет важную задачу восстановить связь слова с его истоком и раскрыть истинный смыл слова и чтобы получить представление о первоначальной форме слова важно определить границы корня слова, как носителя лексической семантики. Этимология проясняет хотя и скрытые «пылью веков», но реально существующие словообразовательные и семантические связи между словами.
Своим возникновением этимологическая наука обязана стремлению мыслителей древности понять и описать механизм мотивации значении слов, понять способы их построения. С 40—90 гг. XX было разработано множество этимологических теорий и концепций, они нашли свое отражение в этимологических словарях. Русская этимологическая лексикография ведет свой отсчет» момента выхода в 1842 г. словаря Ф. С. Шимкевича «Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя языками». Интересный факт в развитии этимологии представляет собой «Этимологический словарь русского языка» М. Р. Фасмера, вышедший сначала на немецком языке в Германии, а затем — на русском перевод с немецкого и дополнения Трубачева О.Н. В нем собран опыт, накопленный славянской этимологией за весь предшествующий период. [2]. Изучение этимологии — один из путей развития интереса к русскому языку, к речи, к истории своего народа, к его духовной культуре. Известно, как велик интерес детей к происхождению слов. Никогда и никто больше, кроме ученых-лингвистов, этимологов, не задумывается так часто над вопросами, связанными с возникновением названий, как дети в возрасте "почемучек". Детская этимология основывается на смысловой близости слов, в этом проявляется психологическая особенность ребенка младшего дошкольного возраста. Чуковский в своей книге от 2 до 5 пишет, что дети неосознанно исправляют взрослую речь, заменяя звуки, заставляют слова подчиняться их логики, например: «У мамы болело сердце и она выпила болерьянку». валерьянка превратилась в болерьянку, то есть средство от боли. Для ребенка требуется, чтобы в слове был понятный смысл, он приспосабливает слова к своему пониманию: экскаватор — непонятное слово, а вот песковатор- понятно; непонятный буравчик превращается в дырявчик, вентилятор- вертилятор. [5]. Ребенок бессознательно требует, чтобы в звуке был смыл, чтобы в слове был живой образ, а если этого нет, то ребенок сам предает желательный смысл слову. В нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется речевому развитию дошкольников. Работа в этом направлении ведется с применением современных технологий, на занятиях по развитию речи используем семантические элементы этимологического анализа слова. Дети проявляют познавательную активность, направленную на установление причинно-следственных связей между явлениями окружающего мира в том числе на овладением родным русским языком. Этимология помогает отвечать на множество детских «почему?» Если же «маленькие почемучки» не задают взрослым подобных вопросов, педагог должен инициировать их сам. Ведь проникая вглубь слов, понимая их основу (корень), дети постепенно начинают осознавать их смысл. На занятиях по развитию речи стараемся заинтересовать детей «игрой в слова», учим их вычленять корень слова, искать однокоренные слова, задумываться над происхождением слов, тем самым повышаем языковую культуру детей, обогащаем словарный запас и в перспективе создаем условия формирования орфографической грамотности. Воспитывая любовь к родному языку, мы прививаем любовь к Родине. Ведь, как сказал Константин Паустовский «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить и об отношении человека к его Родине». Работая в данном направлении, обучаем дошкольников рассуждать о названии предмета, произношении, правописании, знакомим с этимологическим гнездом слова. Благодаря такому подходу развивается творческое отношение детей к овладению и усвоению богатством родного языка. Детский ум пытлив, именно эту особенность используют педагоги во время организованной образовательной деятельности по этимологии. Дошкольников очень просто заинтересовать такими вопросами, как: «А почему землянику назвали земляникой?», «Почему самовар называется самоваром?». Почему же у детей такой интерес к проблеме: почему так, а не иначе было названо? Да потому что слово истолкование — важнейший способ освоения родного языка. Ребенок с удовольствием становится первооткрывателем, повторяя открытия, которые совершили наши предки, участвуя в творческом процессе рождения слова. Этимологические наблюдения, открытия, игры и упражнения, приобщают дошкольников к языковой культуре своего народа. Например, игра «Юные исследователи» Цель: подвести дошкольника к самостоятельному "открытию" причины названия. Обследуемое слово должно быть производным, мотивированным (снегирь, снеговик, черника). I этап — рассматривание, наблюдение за объектом, выявление специфики. (Например, если рассматривается облепиха, то отмечается, что ягоды словно облепили ветку.) II этап — соотношение с производным словом (называется растение "облепиха. На первом этапе название не давалось преднамеренно). III этап — выяснение мотивации названия. (Почему так назвали? Как можно было назвать еще? Почему все таки назвали облепихой?) Пример воспитателя, загадывающего детям загадки о происхождении слов, способствует тому, что «маленькие этимологи сами начинают загадывать загадки Вам. Так же важно объяснить детям, что в случае непонимания слова необходимо обращаться к словарям. Например: герой сказки «Колобок» оказался в этимологическом родстве с такими слова, как: слова — колесо, колея, коляска, колесница, кольцо, кольчуга, около, околыш ( «плотный цветной ободок, каемка вокруг фуражки»), околица ( «место вокруг деревни, окружающая местность»), окольный — все эти слова имеют общий славянский корень «коло», который обозначает круг, круглый. [3]. Этимология слов имеет важное значение не только для понимания слова, но и для его правописания. Если найти этимологическое родство с иконным видом слова тогда многие непроверяемые написания становятся проверяемыми. Например, два слова топор и топать, не имеющие, на первый взгляд, ничего общего образованы от звукоподражания топ. Семантическая связь между ними станет более понятной, если вспомнить лексическое значение глагола: «стучать, бить по твердой поверхности ногами. Идти, тяжело топая. Уместно добавить, что топор в старину был не только орудием для тесания и рубки дров и мяса, но и оружием, которым в бою били врага. Таким образом, с помощью этимологии мы нашли для существительного топор удобное проверочное слово: топор – топать (или топ, топот). «Родное слово объясняет ему (ребенку) природу, как не мог бы ее объяснить ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с историей …»[4] русского языка и развивает языковое чутье, слово-творческие способности.
|