«Сказкотерапия, как средство формирования речевой активности у дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Немчинова Екатерина Николаевна | |||
28.08.2021 10:12 | |||
«Сказкотерапия, как средство формирования речевой активности у дошкольников» Немчинова Екатерина Николаевна, воспитатель, МБДОУ г. Иркутска детский сад № 126 Вид проекта: Информационный Возрастная группа: Старший дошкольный возраст (5-6) Сроки реализации проекта – краткосрочный (1 неделя) Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком, как общая основа воспитания и обучения детей. К сожалению, практика показывает, что на сегодняшний день у дошкольников существуют множество проблем в речевом развитии. Односложная речь, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений. Поэтому очень актуальной и значимой, для дошкольного образовательного учреждения является задача развития речи детей. Так как же сформировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечить устойчивое и гармоничное развитие личности? Среди различных методов предпочла выбрать «сказкотерапию», как средство для развития речи детей дошкольного возраста. Что же такое Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Цель: Для получения результата необходимо повысить квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в условиях реализации основной образовательной программы на основе ФГОС.
Несколько из главных задач, которые выделила для решения данной цели: это
В ходе подготовки данного проекта использовала три этапа.
В процессе реализации были организованы следующие виды деятельности: Перед чтением сказок была создана библиотека красочных книг, где будут жить сказки. После прочтения сказки, знания закрепляла на занятиях по изобразительному искусству. Подготовила материал для рисования, лепки и создания аппликаций героев понравившихся им сказок. Предварительно спросив у ребятишек, какой герой им понравился больше всего. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям выявить действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам. Например:
При отборе литературных произведений для игры-драматизации учитывала прежде всего, динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов. Подбирала произведения, которые должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием драматизируют такие сказки, как «Лисичка со скалочкой», «Царевна — лягушка», «Красная шапочка» и т. д. И так, организованная таким образом работа способствовала тому, что театрализованная игра стала средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества. Прежде чем начать работу с родителями провела анкетирование на тему «Речевое развитие ребенка». Это помогло выяснить проблемы, возникающие у родителей по данной тематике, а также проанализировать знания родителей о развитии речи детей. Таким образом по результатам анкетирования 45% родителей осознают актуальность развития речи ребенка дошкольного возраста, верно понимают свою роль в этом вопросе, а 55% родителей создают для развития речи своего ребенка соответствующие условия. Такие как, работа с логопедом, педагогом-психологом, совместные походы и экскурсии родителей вместе с детьми, наличие книг для чтения. Лучший результат в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания ребенка. Также подготовила консультацию для родителей на тему «Роль книги в речевом развитии детей». Цель данной консультации заключалась в том, чтобы родители стали больше уделять внимание чтению книг с детьми. И оформила буклет с информацией о том, как сделать чтение увлекательным. Далее было проведено родительское собрание, на котором выступила с докладом на тему «Сказкотерапия, как средство формирования речевой активности у дошкольников». Где рассказала, что сказка знакомит детей с окружающим миром и с взаимоотношениями людей. На заключительном этапе работы над проектом дети совместно с родителями рассказывали придуманные свои сказки, рисовали иллюстрации к ним, их работы были оформлены в группе, как «Золотая книга добрых сказок». Каждый ребенок, который приносил свою книжку, рассказывал и показывал своим сверстникам, какую книжку он создал и о чем она. Подводя итог, можно отметить, что развитие речи с использованием метода сказкотерапии занимает одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Я, уверена, ребенок никогда не будет «трудным», если родители, воспитатели используют сказки в воспитании детей. ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета для родителей «Речевое развитие ребенка» 1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?
2. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?
3. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?
4. Знают ли Ваши дети потешки, сказки? Могут пересказать?
5. Есть ли у Вашего ребенка проблемы звукопроизношения? Понятна ли Вам (окружающим) его речь?
6. Считаете ли Вы необходимой помощь логопеда и педагога-психолога в развитии детей?
7. Как Вы думаете, уделяете ли Вы должное внимание развитию речи ребенка?
8. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?
9. Какие темы по развитию речи, вопросы по коррекции звукопроизношения ребенка Вы хотели бы обсудить? (Укажите) … 10. В каких видах деятельности дома развивается речь ребенка? (Укажите) … 11. Считаете ли вы, что семья должна принимать непосредственное участие в исправлении речевых нарушений у ребёнка:
12. Кто из членов семьи принимает участие в развитии речи ребёнка:
|