Нарушения опорно-двигательного аппарата в настоящее время широко распространены в среде дошкольников. Плоскостопие и нарушения осанки оказывают неблагоприятное воздействие на все органы и ткани и, что очень важно, отрицательно влияют на успеваемость, т. к. нарушается питание клеток мозга. Поэтому и была разработана план – программа по занятию степ – аэробикой для детей дошкольного возраста, предназначенная на предупреждение и исправление плоскостопия и нарушений осанки. Цель: способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников; создание мощного мышечного корсета, способствующего стабилизации позвоночника, правильного свода стопы через выработку достаточной силы и выносливости мышц туловища. Задачи: Повышать уровень выносливости организма. Развивать двигательную активность детей. Способствовать гармоничному развитию и укреплению мышечной системы; улучшению гибкости, пластики, восстановлению тонуса тела; нормализации деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем; выработке прекрасной осанки: повышению уровня координации движения, тренировке равновесия. Развивать подвижность в суставах, формировать свод стопы. Аэробика - это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20—30 мин. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Различия отдельных видов циклических упражнений, связанные с особенностями структуры двигательного акта и техникой его выполнения, не имеют принципиального значения для достижения профилактического и оздоровительного эффекта. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что все перечисленные выше формы оздоровительной физической культуры положительно влияют на организм ребенка. Но наиболее эффективно - аэробика.
Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы занятия были более интересными и насыщенными, были изготовлены для детей индивидуальные снаряды - степы. Степ - это ступенька высотой не более 8 см, шириной - 25 см, длиной - 40 см, легкий и обтянутый мягким дерматином. Занятия степ - аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Степ - аэробикой можно заниматься в различных вариантах: - в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин.; - как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.); - в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект; - в показательных выступлениях детей на праздниках; - как степ-развлечение. Один комплекс степ - аэробики, как полного занятия, выполняется детьми в течение одного месяца, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться. При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т. е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150—160 уд. /мин. Занятие по степ - аэробике состоит из 3 взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей: 1). Подготовительная часть (разминка, направлена на то, чтобы размять и разогреть мышцы спины и конечностей, составляет 15-20% времени). 2). Основная часть (физические упражнения по оздоровительной гимнастике) по времени занимает 65-70%. 3). Заключительная часть (восстановление, постепенное снижение физической и психологической нагрузки, занимает 10-20% времени). Занятие проводится под четким руководством инструктора, за физическим состоянием обучающихся и воспитанников осуществляет контроль медицинский работник. К концу прохождения курса занятий по степ – аэробике у детей старшего дошкольного возраста должен быть сформирован правильный свод стопы, правильная осанка, а также знания и умения использования оздоровительных упражнений в повседневной жизни, понятия о личной гигиене и закаливании. После прохождения курса занятий, при необходимости возможность проведения подвижных игр для развития двигательной активности детей. Методы и приемы, используемые на занятиях степ - аэробикой: объяснение, показ упражнений инструктором, ребенком, использование наглядных пособий, имитация, звуковые ориентиры, индивидуальная работа, игровые методы, ритмическая гимнастика для повышения интереса к занятиям. Методическое обеспечение: 1. Кузина И. «Степ – аэробика для дошкольников», Дошкольное образование, 2008 №5. 2. Кузина И. «Степ – аэробика не просто мода», Обруч, 2005 №1. 3. Долгорукова О. «Фитнес – аэробика», Обруч 2005 №6. 4. Белова Т. «Использование степа в оздоровительной работе с детьми», Справочник старшего воспитателя ДОУ, 2009 №7. 5. Барабаш Т. «Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов», справочник старшего воспитателя ДОУ, 2011 №12. 6. Павшик О. «Правильные скамейки», Обруч 2оо7 №5, стр. 40. Инструктор по физической культуре МБДОУ №59 «Ягодка» Выжанова Людмила Николаевна.
|