1. Спортивный уголок направлен на: создание условий для повышения двигательной активности детей и коррекции двигательных нарушений; развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, воспитание потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Цель: Способствовать полноценному и всестороннему развитию и воспитанию двигательной активности у детей, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Разнообразить двигательную активность детей с помощью дополнительного оборудования, которое является составной частью общей предметно-игровой среды детского сада. 2. Основные задачи воспитания и развития детей 7-го года жизни: а) Содействовать гармоничному физическому развитию детей. б) Накапливать и обогащать двигательный опыт детей: - добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений; - закреплять двигательные умения и знания правил в спортивных играх и упражнениях; - закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами, используя нетрадиционное оборудование; - закреплять умение осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять элементарное планирование двигательной деятельности; - развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.
Скачать полный конспект
в) Развивать у детей физические качества (силу, гибкость, выносливость, особенно ведущие в этом возрасте быстроту и ловкость - координацию движений. г) Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также в укреплении здоровья. Спортивный уголок организуется для того, чтобы дети заранее (до занятия) знакомились с пособиями и правилами пользования ими, разучивали упражнения и движения для занятия. Это повышает эффективность физ. занятий. Требование к оформлению пособий и к подбору оборудования 1. Участие детей в подготовке пособий к разным видам занятий по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бережного обращения. 2.Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона. 3.Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств). 4. В комплекты оборудования должны входить самые разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.). 5. Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. 6. Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмеримы с возможностями детей. Техническое обеспечение 1. Обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время игр в физкультурном уголке необходимо иметь хорошие крепления. 2..Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными. 3. Магнитофон: диски с музыкой. Требования к использованию пособий и оборудования: 1.Развивать двигательную сферу детей дошкольного возраста через выбор определенных способов их действий, требующих физических усилий и затрат энергии, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими свойствами используемых предметов. 2. Создавать вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. (Например, дети преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба и бег по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т.д. различными пособиями и предметами (мячом, обручем, гимнастической палкой и т. д.). 3.Важно, чтобы в процессе обучения детей движениям пособия способствовали более быстрому их освоению. Подготовительная группа Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Старшие дошкольники овладевают сложными видами движений и способами выполнения, а также некоторыми элементами техники. Они способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Детям этого возраста свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации. Для старших дошкольников необходимо создавать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. Преодолевая полосу препятствий, (составленную из разных пособий, дети вынуждены применять свои двигательные умения и навыки и проявлять находчивость, решительность, смелость и самостоятельность. На шестом году жизни у детей появляется интерес к подвижным играм и упражнениям спортивного характера (баскетбол, бадминтон, теннис, ходьба на лыжах, езда на велосипеде). Дети уже способны решать двигательные задачи, подчиняясь определенным правилам и применять разученные ранее движения в соответствии с игровыми ситуациями. Одни физические упражнения могут выполняться дошкольниками с мелкими физкультурными пособиями (резиновым ко-льцом, флажком, веревкой, палкой, обручем, мячом). Другие упражнения — на гимнастическом валике, стенке, бревне, рукоходе, на санках, лыжах и т.п. или около них (у гимнастической стенки, скамейки, у бревна и др.).
Размещение физкультурного оборудования Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу или в закрытых ящиках Обручи, скакалки, шнуры советуем разместить на крюках одной свободной стены в группе. Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им. 3. Перечень оборудования уголка «Непоседа»: а) Атрибуты для организации подвижных игр и проведения утренней гимнастики: маски – 11 штук, их можно использовать и для повседневных ролевых игр, и для праздничных спектаклей, и даже для пальчиковых игр. ленты - 13 штук , используются для ОРУ, на праздниках, в игре “Хвостики”, “Ловишки с лентами”; сшиты из атласной ленты; флажки – 17 штук, используются для ОРУ, на праздниках и развлечениях, в играх; сшиты из разноцветной ткани и прикреплены к палочкам; платочки – 16 штук, используются для занятия ОРУ, для подвижных игр, для выполнения танцевальных упражнений, дыхательной гимнастики. канат – 1, канат для спортивных игр предназначен для проведения соревнований и игр. шнур – 1, применяются для ОРУ, для аттракционов и игр “Чья дорожка длиннее”, “Перепрыгни через ручейки”; сделаны из веревки, концы обклеены цветной изолентой. бубен – 2 штуки, кегли - 1 набор (9 штук), Играя в кегли, малыш развивает крупную моторику, меткость. А при просчитывании ходов задействуется и зона логического мышления. Кегли детские позволят проводить командные состязания как с друзьями дома или на улице, так и в детском саду. Отлично подойдут для детских подвижных конкурсов. погремушки -14 штук, погремушка вызывает радость, оказывает комплексное воздействие на анализаторы: зрительный, слуховой, тактильно-двигательный. Можно использовать для общеразвивающих упражнений на занятиях. Погремушки придают упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать). Создают эмоциональный настрой. косынки – 2, свисток – 1, свисток — устройство с отверстием, которое издаёт звук высокой частоты (свист или писк) при продувании через него воздуха, вид газоструйных излучателей. Свистки нашли широкое применение для подачи сигналов арбитрами спортивных соревнований. кубики – 4 штуки, это одна из самых любимых и популярных игр у детей. При помощи кубиков у ребенка развивается моторика, внимательность, координация движений. б) Атрибуты для игр с прыжками: скакалки – 7 штук, скакалка – один из самых доступных спортивных снарядов. Прыжки на скакалке являются замечательным физическим упражнением, укрепляют все мышцы тела, улучшают осанку, развивают ловкость, выносливость, координацию движений. в) Атрибуты для игр с бросанием, ловлей и метанием: обручи средние – 2 штуки, подвижные игры с обручем разовьют в ребенке гибкость, ловкость, пластику. Улучшат координацию движений и, самое главное, натренируют дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Кроме того, регулярные занятия с обручем неплохо скажутся на мышцах рук и ног, спины, плеч и на работе кишечника. мячи резиновые большие -3 штуки, мячи резиновые средние - 5 штук, мячи пластиковые малые – 11 штук, мяч баскетбольный – 1, мяч футбольный – 1, Детские мячи предназначены для физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми разного возраста. Красивый внешний вид и прочность резиновых мячей, вариативность способов применения для различных игр и занятий с детьми делают мячи в детском саду одним из любимых видов спортивно-игрового оборудования. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткость. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность в движении. мешочки с песком для метания - используются для развития силы рук, профилактики нарушений осанки, для метания вдаль, в горизонтальную и вертикальную цель - 13 штук. г) Атрибуты для закаливания и самомассажа: массажные коврики, дорожки – 3 штуки, используются для массажа ступней, ходьбы с целью профилактики плоскостопия. Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движений, равновесие. хлопушки – 7 штук, ребристые палочки – 8 штук, применяются для профилактики плоскостопия; выполнены из дерева, очень тщательно обработаны мячики с шипами – 7 штук, массажный мячик – эффективное средство расслабления мышц и снятия последствий стресса, которое можно использовать ежедневно. Пупырчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Закругленные массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи головы, туловища и конечностей. Основные сферы его применения - это массаж рефлекторных зон. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажный мячик предназначен для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и ступней ног. Шипы на поверхности мяча при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. массажёр индивидуальный – 3 штуки. шишки - применяются для развития мелкой моторики, для ориентировки в пространстве, для профилактики плоскостопия; мяч гимнастический детский с рожками – 1, фитбол для детей - это детский гимнастический мяч. Использование надувных детских мячей (фитболов) позволит увеличить двигательную активность детей в течение дня: дети могут производить различные действия с мячами: - метать вдаль, прокатывать, подбрасывать и отбивать, выполнять гимнастические упражнения в положении "сидя" и "лежа" на мяче, упражнять мышцы рук и ног, проводить самомассаж. Регулярное использование гимнастических мячей и выполнение методических рекомендаций по их применению обеспечит профилактику и лечение многих видов заболеваний, повысит эффективность общеизвестных упражнений детских игр. Комплекс упражнений на фитболе для детей улучшает подвижность, гибкость суставов и кровообращение всех органов. Идет положительное воздействие на дыхательную и сердечно - сосудистую системы организма. Просто балансируя, сидя на гимнастическом мяче и удерживая равновесие, вы уже включаете в работу скрытые резервы организма: ровно выстраивается позвоночник, развивается координация движений, укрепляются все группы мышц организма, в том числе и пассивные. А еще мяч фитбол (круглый или мяч с рожками, за которые можно держаться) повышает тонус центральной нервной системы и вызывает массу положительных эмоций. д) Атрибуты для самостоятельной двигательной активности и спортивных игр: Задача: совершенствовать координацию движений. Развитие ловкости. бадминтон - 1 набор, хоккей – 1 набор, эспандеры - 1 штука, Эспандер называют универсальным тренажером. В некоторых странах растягивание эспандера стало признанным видом спорта (растягивание стальных пружин – «стрейнпулинг»). Занятия с эспандером развивают силу и гибкость, улучшает координацию движений. баскетбол – 1 набор, гольф – 1 набор, дартц – 1 набор, теннис – 1 набор, воздушный футбол – 1, используется для дыхательной гимнастики, изготовлен из картонной коробки, обклеенной цветной липкой бумагой, трубочки для сока. гантели - 1, можно использовать для выполнения общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой и утренней гимнастике. Развиваются мышцы плечевого пояса, рук и спины. перчатки для бокса – 4 штуки, груша для бокса – 1 . е) Нетрадиционное оборудование: «Ловишки» Материал: верхняя часть пластиковый бутылки, тесьма, киндер-сюрприз. Цель: Развитие ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умение регулировать и координировать движения, формирования навыков самоконтроля – 7 штук. “Кочки” - используются для профилактики плоскостопия; наполнены пробками от бутылок, мелкими камушками, крупой и поролоном, обшиты тканью – 2 штуки. «Моталочки»- пособие развивает мелкую моторику рук – 4 штуки. Воздушные шары – 4 штуки ж) Настольные игры: баскетбол – 1 набор, шашки – 1 набор, шахматы – 1 набор, футбол – 1 набор, fich спорт – 1 набор, бассейн – 1 набор, з) Картотека подвижных игр - 1 штука и) Картотека игр родителей с детьми - 1 штука к) Иллюстративный материал для ознакомления детей с зимними видами спорта – 1 набор л) Иллюстративный материал для ознакомления детей с летними видами спорта – 1 набор м) Иллюстрированный материал «Известные спортсмены» – 1 н) Тематический альбом « Виды спорта» - 1 о) Тематический альбом «История Олимпиады» - 1 п) Тематический альбом «Олимпийские игры» - 1 р) Иллюстративный альбом «Азбука здоровья», «Правильное питание» с) Книга стихов о ЗОЖ – 1 т) Альбом дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики – 1 у) Информация для родителей «Режим дня в жизни дошкольников», «Физическое воспитание в условиях семьи и ДОУ», «Роль игры в жизни ребёнка», «Что делать, чтобы ребёнок не болел?», «Витаминная азбука здоровья». ф) Альбом «Физминутки» -1 х) Медали для награждения детей – 3штуки ц) Наши достижения (кубок, дипломы, грамоты) ч) Инструкция по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей – 1 ш) Атрибуты для спортивных соревнований : шапочка для плавания – 1, номерной знак участника соревнований – 1, коньки – 1 пара. щ) Наглядная информация «Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста», «Витаминный календарь». Ф.И.О.: Шнайдер Евгения Викторовна Наименование учреждения: Детский сад «Родничок» Должность: Воспитатель Место работы: Новосибирская область, г. Куйбышев Название работы: Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей.
|