Современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Это происходит в основном из – за значительных умственных нагрузок, как в детском саду, так и дома. В ДОУ чаще всего преобладают познавательные занятия, а дома большую часть времени дошкольник проводит в статическом положении (за столом, у компьютера, телевизора и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопия, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Исходя из этого, очень важно рационально организовать режим, чтобы дети как можно больше находились в движении.
Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление и функциональное совершенствование организма ребенка. Но при этом важно давать детям физические нагрузки, адекватные их возрасту и уровню готовности организма. Нормирование физических нагрузок должно быть направлено на достижение оптимального состояния организма ребенка в данный момент и в тоже время иметь тренирующее, развивающее воздействие. При этом важно учитывать не только достигнутый уровень развития ребёнка, но и «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский). При гиподинамии (малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА. Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и её характером и содержанием. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. В состоянии пониженной активности снижается обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушению его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц приводит к нарушению работы всех внутренних органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессов на уровне клеток. Ежедневная двигательная активность дошкольника составляет не менее 1 часа, в неделю – 5 - 6 ч. Двигательный режим в нашем дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке рационального двигательного режима мы старались предусмотреть не только удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и её рациональное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов деятельности, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: его двигательному опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Содержательную сторону двигательного режима дошкольников направили на развитие не только умственных, духовных, но и физических способностей. Актуальными задачами работы ДОУ по организации двигательной активности дошкольников являются: • охрана и укрепление здоровья детей; • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств; • создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; • воспитание потребности в здоровом образе жизни; • обеспечение физического и психического благополучия. Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания. Такую активность можно обеспечить следующими мероприятиями: Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия и т.д. Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6–12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года учитываем их вариативность, содержание, усложнение, интенсивность. Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольного учреждения введены разные ее типы и варианты как в содержательном плане, так и в методике проведения. Предлагаем разные варианты: - утренняя гимнастика игрового характера - включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия. - упражнения на полосе препятствий - детям предлагаем упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий. Когда позволяют погодные условия, проводим оздоровительные пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе, в течение 5–7 мин., в среднем темпе, с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаем дыхательные упражнения. - комплекс упражнений с тренажерами простейшего темпа (гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца, диск «Здоровья»). - комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.) В содержание утренней гимнастики включаются различные построения и перестроения, виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей; упражнения на равновесие и развитие координации; подвижные игры и основные развивающие упражнения. Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это общеразвивающие упражнения: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба. Проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания деятельности по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, в основном в момент появления признаков утомляемости детей. По выбору педагога, сопровождаться текстом, иногда с музыкальным сопровождением, во время которой дети выполняют танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т.д.). Двигательная разминка во время большого перерыва между видами деятельности, позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки проводим упражнение на расслабление (1–2 мин.) Продолжительной разминки не более 10 мин. Подвижные игры – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Они подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и бессюжетные. К спортивным (элементы спортивных игр) – волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, настольный теннис, футбол, хоккей. Существует классификация по признаку преобладающего вида движений (бег, прыжки, метание и др.) и по степени вызываемого у детей мышечного напряжения (большой, средней и малой подвижности). После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут). - гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены», разминки в постели и комплекса упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений. Предлагаем упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег – выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17–19 градусов, выполняют ходьбу по корригирующим дорожкам, произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание, затем одеваются. Упражнения с тренажёрами или на тренажёрах (в физкультурном зале). Дети занимаются подгруппами 7–10 человек. Пробежки по массажным дорожкам осуществляется ежедневно. Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, способствует профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Продолжительность - 7 - 15 минут. Закаливание – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку причиной ряда заболеваний (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.) являются охлаждение организма. Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия. Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями. Эффективным средством закаливания считаем хождение босиком в летнее время по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинаем ходить босиком в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения с 2–3 минут до 10–12 минут и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, – 20–22 Сº. При этом используется комплекс процедур: Босохождение; Хождение по «дорожкам здоровья»; Обширное умывание (до локтя); Обмывание стоп ног (с гигиенической целью в летний период времени); Полоскание рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи (профилактика кариеса); Гимнастика после сна; Корригирующая гимнастика во время проведения режимных моментов; Воздушные ванны в облегченной одежде; Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года; Физкультурные занятия на улице. Второе место в двигательном режиме детей занимает основная форма обучения детей двигательным навыкам и развитие оптимальной ДА детей. Проводим следующие типы двигательной деятельности (3 раза в неделю, в первой половине дня (1- на воздухе - 15-30 мин): -классическая (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части). -игровая (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.). -тренировка (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.). -сюжетная (объединенная определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.). -ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений). -свободная самостоятельная деятельность (самостоятельная тренировка по выбору, затем проверка задания педагогом). -ЗОЖ «изучаем свое тело» (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи). -тематическая (с одним видом физических упражнений). -контрольно-проверочная (выполнение отставания в развитии ребенка и пути устранения). Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей чередуется с более спокойной деятельностью. При этом учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример воспитателя. Потому он должен уметь ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в теннис и пр. В самостоятельной деятельности старших дошкольников ярко прослеживаются индивидуальные особенности. Отмечено, что детям с высоким уровнем ДА (гиперактивные дети), как правило, присуща однообразная деятельность с большим количеством бесцельного бега. У этих детей преобладают игры и упражнения высокой степени интенсивности (бег наперегонки, друг за другом, бег на скорость, с ловлей и увертыванием, прыжки в длину с разбега, Прыжки через короткую скакалку, игры с элементами спорта), которые составляют более 70% всего времени самостоятельной деятельности детей. Эти дети отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности, чередовать активные действия с пассивными. Детям с низким уровнем ДА (малоподвижные дети) так же присуща однообразная деятельность, часто прерываема статическими позами. У этих детей преобладают игры низкой степени интенсивности (сюжетно-ролевые, игры с песком и со снегом, с кольцебросом, городки, серсо и т.д.), которые составляют около 70% всего времени самостоятельной деятельности детей на прогулке. Эти дети, как правило, предпочитают играть в одиночку или вдвоем. У них отмечается довольно устойчивый интерес к сюжетно-ролевым играм, при этом сюжеты и действия однообразны (качание куклы, кормление, укладывание спать, обычная ходьба и т.д.). Малоподвижные дети не желают участвовать в коллективных играх спортивного характера, так как постоянно испытывают неуверенность в своих действиях. Для детей со средним уровнем ДА (оптимальный уровень ДА) характерна разнообразная деятельность, насыщенная играми и спортивными упражнениями разной степени интенсивности. Такие дети широко используют в своей самостоятельной деятельности игры и упражнения, разученные ранее, во время организованной двигательной деятельности. Наиболее любимыми играми и упражнениями являются такие игры, как «Ловишки», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Школа мяча», забавы с санками, езда на велосипеде. Четвертое направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия: · контроль за нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете; · подбор мебели в соответствии с ростом детей; · профилактический прием иммуномодуляторов: оксолиновой мази для носа; · сбалансированное питание; · вакцинация против гриппа; · потребление фитонцидов (чеснока и лука); · употребление соков и фруктов. Шестое направление - комплекс психогигиенических мероприятий: · психодиагностика; · элементы аутотренинга и релаксации; · элементы музыкотерапии (музыкальное сопровождение режимных моментов); · индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы; · обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ. Седьмое направление: активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К ним относим неделю здоровья, физкультурные досуги, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования. Восьмьмым направлением является консультативно-информационная работа: · оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников; · открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий; · активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана; · оформление папок-передвижек, письменных консультаций, информационных стендов; · организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов; · проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий. Считаем, что созданная нами система работы по формированию потребностей дошкольника в двигательной активности представлена в виде разных форм организации физического воспитания в ДОУ. А их совокупность создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. Фундамент здоровья закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от родителей и педагогов, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки они приобретут.
|