«Гендер» - междисциплинарный термин (от английского «род»), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе половой социализации. Она рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. В наши дни стало актуальным говорить и писать о полоролевом подходе в экономической, политической и социальной сферах жизнедеятельности человека. Как правило, гендерные индикаторы упоминаются в связи со становлением и развитием гражданских и демократических институтов современного общества. Тем не менее, толкование гендерных индикаторов не может ограничиваться перечисленными сферами. Назрела необходимость профессионального рассмотрения гендера и в контексте жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Специалисты дошкольной педагогики стараются акцентировать гендерные аспекты во многих видах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной и др. Однако, на фоне значительного числа публикаций, проблема гендерной специфики развития остается мало раскрытой. Изучавшая проблему Л. И. Столярчук нашла чуть больше одной сотни работ на русском языке (от тезисов до середины диссертаций с середины XIX до конца XX века). В отношении детей дошкольного возраста подобные исследования вообще единичны. В то время как в дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка как представителя определенного пола. В последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов (И. С. Кон, Т. А. Репина, В. А. Крутецкий, Ш. Берн, В. Е. Каган, И. Я. Каплунович, А. Л. Сиротюк). Еще известный писатель и педагог Ж. Руссо говорил, что «Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать». В настоящее время одним из центральных направлений в педагогике является личностно – ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место выходит проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том числе и пол. Физическое развитие дошкольника должно занимать в этом процессе одно из ведущих мест. Учет полоролевых особенностей позволяет добиться высоких результатов в физическом воспитании, не нарушая ход становления личности, заложенный природой. Ни для кого не секрет, что мальчики и девочки отличаются в биологическом и физическом развитии, в освоении и выполнении движений, в двигательной активности и т. д. Поэтому цели, методы и подходы в физическом воспитании мальчиков и девочек должны быть различны. В процессе экспериментальной деятельности по теме «Особенности использования гендерного похода в процессе социализации детей в условиях ДОУ» выстраивание занятий по физической культуре осуществлялось с введением дифференцированных заданийдля мальчиков или девочек.При этом вводная и заключительная части предполагают выполнение одинаковых заданий для всех детей. В основной части занятия дети выполняют одни и те же упражнения, но способы выполнения различны: для мальчиков – в усложненной форме, для девочек в облегченной. Особенность такой дифференциации в том, что мальчики и девочки не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости и мягкости. Педагогический процесс при таком подходе имеет различный тон, различный стиль, различную направленность. Для учета полоролевых особенностей дошкольников во время физического воспитания были определены такие методические приемы, как: ·Подбор упражнений и оборудования только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики занимаются с набивными мячами, девочки с лентами). · Различия по дозировке и по времени выполнения упражнения. ·Различия в обучении сложным двигательным движениям. ·Различия в требованиях к выполнению одних и тех же движений: о мальчиков больше четкости, усилий, ритмичности, от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности. ·Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта. ·Различия в оценке деятельности: для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, способы выполнения, требованиях к качеству. В работе с девочками чаще стоит прибегать к образцу, имитации, сравнению. ·Распределение ролей в подвижных играх и в расстановке и уборке инвентаря. ·Различия в пространственных ориентирах и многое другое. В процессе работы удалось найти решение таким задачам, как: ·Осуществление личностно – ориентированного подхода к каждому ребенку, · Развитие физических качеств в соответствии с полом ребенка, · Формирование нравственных качеств мальчиков и девочек, · Формирование адекватной полу модели поведения, способствующее правильному пониманию роли мужчины и женщины. Опыт работы в процессе эксперимента показал, что в настоящее время целесообразно создание условий для использования гендерных технологий в физическом воспитании дошкольников. Ведь физическая культура является не только важнейшим аспектом здоровьесбережения, но и действенным средством гендерного воспитания детей дошкольного возраста. В процессе физического воспитания особенно происходит усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели поведения, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола.
|