Олимпийское образование стало частью государственной политики в формировании приоритетов, направленных на сохранение здоровья нации, нравственное, гражданское становление личности, создание условий для ее самореализации. Оно обновляет содержание физического воспитания на основе своих традиций, опыта организации интегрированного обучения и семейного воспитания, обеспечивает преемственность между поколениями в духе формирования физической культуры на основе общечеловеческих и национальных ценностей, сохраняет идеалы мира и соперничества на основе взаимоуважения. Цели программы Приобщить детей к духовным и материальным ценностям олимпийского движения, как одного из важнейших культурологических феноменов XX столетия. Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.
Для достижения цели Программы первостепенное значение имеют: • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; • уважительное отношение к результатам детского творчества; • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; Задачи программы 1. Знакомить детей с историей древнего и современного олимпийского движения. 2. Создавать у детей представление об Олимпийских играх, как о мирном соревновании в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира. 3. Способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт олимпизма. 4. Прививать детям потребности в состязательности, являющейся одним из важнейших условий общечеловеческого прогресса. 5. Обеспечивать разностороннюю физическую подготовленность дошкольников. 6. Приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом. 7. Воспитывать детей в духе общечеловеческих ценностей и морали, истинной дружбы и мира между людьми и народами. 8. Воспитывать спортивную выносливость, ловкость, развивать быстроту, гибкость и подвижность. Сроки реализации программы – 1 учебный год. Основные участники программы: Заведующий МДОУ ДС КВ Инструктор по ФК Воспитатели Специалисты Дети среднего и старшего дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 БЛОК ПРОГРАММЫ: диагностический Цель: Изучить реальный уровень умений, знаний, навыков у детей в двигательной и интеллектуальной сфере 2 БЛОК ПРОГРАММЫ: коррекционно – развивающий Цель: Формирование умений, знаний, навыков Коррекционно – развивающий блок делится на два раздела: Теоретический раздел: занятия по ознакомлению детей с историей возникновения Олимпийских игр; Олимпийскими видами спорта; с людьми, которые заняты в подготовке к Олимпийским видам спорта; физкультурные занятия - ребята знакомятся с правилами в подвижных играх и играх с элементами спорта; с техникой безопасности в играх; знакомятся с героями спорта, Олимпийским движением, Олимпийскими чемпионами. Практический раздел: элементы спортивных игр и упражнений, подвижные игры на свежем воздухе и в игровой комнате; силовые упражнения в тренажерном зале; физкультурные досуги, развлечения, игротеки, спортивные праздники, подбор альбомов, иллюстрированных журналов, книг по теме «Олимпийские игры» 3 БЛОК ПРОГРАММЫ: аналитический Цель: анализ результатов, поддержка достигнутого результата · Определить какие умения, знания и навыки сформировались у детей. · Провести анализ результативности программы ПРОГРАММА РЕАЛИЗУЕТСЯ ПО ТРЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ 1 направление оздоровительное - решается проблема качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка. v Формировать правильное отношение детей к физкультурным занятиям, мероприятиям. Эта задача предусматривает специально ориентированную систему мер, методов и методических приемов, применяемую с учетом возраста воспитанников; необходимостью широкого использования естественных факторов природы; хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня; наличие благоприятных условий для разнообразной деятельности, и прежде всего для двигательного аппарата ребенка. v Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры. v Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки Реализация этой задачи основана прежде всего на знании особенностей высшей нервной деятельности ребенка, других его физиологических особенностей, в частности, нервно-мышечного аппарата, а также индивидуальных проявлений в развитии детей. Формы и методы работы : - проведение олимпийских дней, олимпийских уроков, малых олимпийских игр, дней здоровья; - проведение спортивных праздников для детей и их родителей «Здоров я – здоровая семья»; - создание клубов юных олимпийцев; учреждение званий «Лучший спортсмен группы», «Лучший спортсмен детского сада»; - проведение физкультурно-спортивных мероприятий: олимпийская эстафета, олимпийский пробег, олимпийский туристский поход. 2 направление воспитательное - осуществляется органическая взаимосвязь физического и духовного развития дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания. v Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. v Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение и выносливость (например, в плохую погоду не убегать с площадки и не кричать, когда стало холодно). v Научить детей ухаживать за спортивным оборудованием, инвентарем, пользоваться им постоянно. Напоминать им о необходимости бережно относиться к своей и общественной собственности. v Вести борьбу с индивидуализмом, эгоизмом, несправедливостью. v Влиять на формирование чувства прекрасного, способствовать гармоническому, пропорциональному развитию тела, стойкости, формированию осанки, изяществу, ловкости, грациозности и уверенности в движениях. v Создавать условия для проявления положительных эмоций, корректировать эмоциональную сферу ребенка 3 направление образовательное – обеспечить детей достаточно полной, объективной информацией об идеалах и ценностях олимпийского движения, об истории Олимпийских игр; обучать естественным видам движений и развивать двигательные качества. v Организовать (насколько это возможно) процесс обучения в естественных условиях и обстоятельствах. Этот процесс предусматривает познавательную деятельность ребенка, основанную на приобретении знаний, умений и навыков из окружающего его мира, а также на получении готовых знаний, умений и навыков непосредственно от педагога. Организация такой деятельности дает возможность использования различных форм, избираемых мной с учетом: всестороннего воздействия окружающей среды как источника воспитания и обучения движениям; подборки наиболее привлекательных источников из окружающей природы; разнородности ситуаций, побуждающих к учению; применения эффективных способов закрепления знаний, умений и навыков через возвращение к уже познанному содержанию и применению его на практике. v Создать условия самостоятельного познания окружающей действительности в двигательной сфере с помощью собственных усилий ребенка. v Способствовать в процессе обучения двигательным действиям развитию эмоциональной сферы. Учение через переживание основано на создании таких ситуаций в учебном процессе, при которых возникает ситуация эмоциональных переживаний у воспитанников Переживание ценностей становится одновременно основой их оценки, в которой постепенно расширяется масштаб позитивных и негативных оценок, а также основой участия личности в целенаправленной деятельности. Формы и методы работы: - организация бесед, конкурсов на валеологические темы - создание тематических буклетов, газет, видеороликов, рассказов, сказок, театрализованных представлений - организация «развивающей среды» на олимпийскую тематику - участие в конкурсах рисунков и поделок, - участие в ролевых, дидактических и сюжетных, спортивных играх, основанных на олимпийских традициях. - Олимпийские занятия. 4 направление - художественно-эстетическое -: приобщить ребенка к духовной культуре и способствовать развитию мотивации к творчеству. Формы и методы работы: - проведение конкурсов тематического рисунка (карандаш, гуашь, масло, акварель), конкурсов по лепке, аппликации; - организация фотоконкурсов (авторских снимков, репродукций); - проведение художественных конкурсов-смотров (музыки, танцевальных, пения, чтения); Принцип программы Надпись: Воспитатели создают информационную базу: накапливание знаний в области истории спорта, Олимпийского движения, традиций проведения Олимпийских игр; ознакомление с методическими разработками по данной теме. единая направленность воздействия всех специалистов дошкольного учреждения Надпись: Инструктор создает условия для благополучного и комфортного состояния детей на физкультурных занятиях, спортивных мероприятиях Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств Надпись: Музыкальный руководитель разучивает с детьми песни о спорте, знакомит со спортивным маршем, учит движению под музыку Надпись: Участие родителей. Это создает необходимые предпосылки для укрепления семьи, формирования ее здорового образа жизни и соответствующего менталитета. Формы работы и виды детской деятельности представлены в таблице 1.
|