Прохорова Лариса Александровна, инструктор по физической культуре 1 категории МДОУ №14 г. Конаково, Тверская область. Не для кого ни секрет, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного физического воспитания формируется привычка к здоровому образу жизни, закладываются такие качества личности, как выносливость, работоспособность, волевой характер, планирование и координирование любой деятельности, а не только спортивной. Основные движения (ходьба, бег, прыжки, ползание, метание и др.), подражательные и предметные действия, фольклорные игры, танцы – естественные спутники жизни ребенка, поэтому их активно используют на физкультурных и музыкальных занятиях, праздниках, в режимных моментах, в процессе закаливая и других видах детской деятельности в рамках образовательных учреждений различного типа. Однако - это не является достаточно эффективной и полноценной мерой, так как определенную часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними.
Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях (шведская стенка, мяч, скакалка, велосипед, санки, коньки и др.). Для реализации этой проблемы, целесообразно использовать не только такие формы информирования, как родительские собрания, индивидуальные консультации, оформление наглядной агитации, но и демонстрации вариантов использования спортивного инвентаря и игрушек в домашних условиях с участием самих родителей и их детей, а также моделировать сюжеты подвижных игр, семейные утренние гимнастики, домашние ритмические танцы, физкультминутки, эстафеты («кто выше прыгнет: папа, мама или сын?») и многое другое. При этом важно создать такую рабочую атмосферу, где взрослые и дети будут чувствовать себя естественно, раскованно и получать от этого максимум удовольствия. Такой подход и преимущественно невербальный характер спортивной деятельности является эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими различный культурный и этнический опыт в условиях любого образовательного учреждения. В связи с этим были составлены комплексы утренней ритмической зарядки, разработаны варианты танцевальной гимнастики на основе детского музыкального материала, семейные спортивные праздники («Мама, папа и я – здоровая семья»), детские олимпиады и многое другое. Подобные мероприятия желательно проводить не только в спортивном зале, но и на свежем воздухе, они делают жизнь детей интересной и неповторимой. Данные комплексы можно проводить как часть занятия, как семейное времяпровождение, а также как часть физкультурно-психологического тренинга совместно со всей семьей. В данной статье мы хотим представить Вам комплекс утренней ритмической гимнастики, которая проводится под детскую музыку, песню с четким ритмом на счет 4 или 8, а также имеет определенную структуру (вводная, основная и заключительная части). Вводной части представлены простые основные движения, которые выполняются под медленную музыку. Основная часть составила готовые танцевальные связки с простыми и повторяющимися движениями, под более быструю и веселую музыку. В заключительной части используются спокойные, плавные и медленные движения, под соответствующую мелодию без слов. Данный комплекс утренней ритмической гимнастики опирается на широко представленный в научной литературе методической материал, а так же на личные разработки автора. Комплекс утренней ритмической гимнастики I. Вводная часть 1. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Сделать медленный, глубокий вдох носом, подняться на носочки, поднять руки вверх через стороны (счет: 1-2-3-4); сделать медленный выдох ртом, опуститься на стопы, опустить руки вниз через стороны (счет: 5-6-7-8). Упражнение выполняется 1 раз на счет 8. 2. И.п.: тоже. Наклоны головы вперед-назад, вправо-влево, вращение головы по кругу. Каждое упражнение выполняется по 4 раза на счет 4. 3. И.п.: тоже. Руки согнуть в локтях, ладони к плечам (на счет 1); выпрямить руки вверх, посмотреть на ладошки (на счет 2), затем тоже в обратном порядке (на счет 3-4). Упражнение выполняется 4 раза на счет 4. 4. И.п.: тоже. Выпад (шаг) правой ногой вперед (правая нога впереди слегка согнута в колене, стоит на стопе; левая нога сзади прямая, стоит на стопе), одновременно обе руки вытянуть вверх и слегка прогнуться в спине (на счет 1); вернуться в исходное положение (на счет 2), тоже повторить с левой ноги (на счет 3-4). Упражнение выполнять 4 раза на счет 4. II. Основная часть. 1. И.п.: тоже. Топнуть 2 раза правой стопой о пол, одновременно хлопнуть в ладоши 2 раза у правого плеча (на счет 1-2); тоже с левой стороной туловища (на счет 3-4); поворот на шагах вокруг себя (на счет 5-6-7-8). Ритмичную связку повторить 2 раза на счет 8. 2. И.п.: тоже. Сделать 4 шага вперед с правой ноги, одновременно руки поднимаются вверх через стороны и на 4 шаге сделать хлопок в ладоши над головой (на счет 1-2-3-4); сделать 4 шага назад с левой ноги, одновременно руки опускаются через стороны вниз и на 4 шаге сделать хлопок внизу перед собой (на счет 5-6-7-8); выпад (шаг) правой ногой вправо, одновременно сделать 2 поднятия плечами вверх (на счет 1-2); вернуться в исходное положение (на счет 3-4); тоже с левой ноги влево (на счет 5-6-7-8). Ритмическую связку повторить 2 раза на счет 8. III. Заключительная часть. 1. И.п.: стоя, руки вдоль тела. Сделать медленный, глубокий вдох носом, одновременно руки развести в стороны и слегка прогнуться в спине (на счет 1-2-3-4); сделать медленный выдох ртом и вернуться в исходное положение (на счет 5-6-7-8). Упражнение выполняется 1 раз. 2. И.п.: тоже. Сделать медленный, глубокий вдох носом, одновременно поднимая обе руки через стороны и правое колено вверх (на счет 1-2-3-4); сделать 4 коротких ритмичных выдоха ртом и вернуться в исходное положение (на счет 5-6-7-8). Тоже повторить с левой ноги. Упражнение выполняется 1 раз. Выводы Опираясь на многолетний опыт проведения ритмической гимнастики и апробированный на базе МДОУ города Конаково, я считаю нужным сказать, что у детей - создается устойчивый интерес к занятиям физической культуры и повышается эмоциональный фон их настроения; - формируются двигательные, танцевальные и музыкальные навыки; - развиваются высшие психические функции и анализаторные системы; - формируются высокоморальные качества личности и характера; - повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям; - отмечаются благоприятные перемены во взаимодействии с родителями и всей семьей в целом. И в заключении хочется добавить, что самое главное в педагогической работе – это включить всю фантазию и работать с детьми с полной отдачей, тогда и результаты будут видны в самое ближайшее время. Желаю Вам успеха!
|