Пояснительная записка Здоровые дети – это основа жизни нации. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, несомненно является физическая культура. Правильная организация занятий физической культурой способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей: ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических навыков. Данная адаптированная программа составлена на основе программы Т.И Осокиной «Обучение детей плаванию в детском саду». В нашем детском саду, на занятиях плаванием, физкультурно - оздоровительная направленность является приоритетной; поэтому, главная задача в ДОУ – обеспечение полноценного физического развития детей. Новизна программы: Апробируя программу на первоначальном этапе реализации , мы выявили, что дети быстрее адаптируются к водной среде, когда обучение начинается с погружения под воду (доставание предметов со дна), а не с дыхательных упражнений как предложено в программе у Осокиной Т.И. Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно – правовых документов: Законами РФ «Об образовании», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка», «Федеральные государственные требования» и др. Актуальность
Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным , ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка, волны оказывают, своеобразный массажный эффект. Педагогический процесс, направленный на физкультурное образование дошкольников, проживающих в жестких климатогеографических условиях приравненных к районам Крайнего Севера, имеет свои региональные особенности. Крайний Север с его многообразием экстремальных факторов, таких как: природно-климатические, социальные условия, ультрафиолетовое «голодание», изменяющиеся биологические ритмы предъявляет организму человека высокие требования. Следствием резкого изменения природно – климатических условий являются неблагоприятные изменения в функционировании, прежде всего, центральной нервной системы,а затем всех систем организма. Заболевания, связанные с длительным проживанием человека на севере, являются отражением эффекта накопления воздействия экологических условий на организм. Функционирование детского организма осложняется авитаминозами, особенно отчетливо, проявляющимися в весеннее время. Низкие температуры воздуха ограничивают возможность двигательной деятельности, столь необходимой для нормального функционирования и развития детского организма. Кроме того, в районах Севера наблюдается сезонная неравномерность поступления ультрафиолетовой энергии в солнечном спектре. С учетом вышеуказанных климатических особенностей в дошкольном учреждении был разработан прежде всего гибкий режим дня. Во все части, которого интегрирована физкультурно-оздоровительная работа. Дополнительно к физкультурным занятиям в нашем саду включаются занятия по плаванию, которые способствуют оздоровлению, укреплению организма, физическому развитию и закаливанию детей. Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что предложенные в программе формы и методы организации занятий способствуют разностороннему физическому развитию. Целью программы является: укрепление и оздоровление воспитанников для разностороннего физического развития, через обучение детей плаванию. В соответствии с целью были определены следующие задачи Оздоровительные задачи: 1. Укрепить здоровье ребенка. 2. Совершенствовать опорно – двигательный аппарат. 3. Формировать правильную осанку. 4. Повышать работоспособность организма, приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Образовательные задачи: Формировать двигательные умения и навыки. Формировать знание о видах и способах плавания и собственном теле. Воспитательные задачи: Воспитывать двигательную культуру. Воспитывать нравственно волевые качества: смелость, настойчивость, чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Воспитывать заботу о своем здоровье. Данная программа входит в варьеативную часть, формируемую образовательным учреждением. Она предусмотрена для воспитанников средних, старших и подготовительных групп . Цикл занятий включает в себя: для среднего возраста 32 занятия в год, (1 раз в неделю). Для старшего возраста 64 занятия в год (2 раза в неделю) и 64 занятия в год (2 раза в неделю) для подготовительной группы. Продолжительность каждого занятия в средней группе составляет 15-20 минут, в старшей группе 20-25 минут, в подготовительной группе 25-30 минут. Нагрузка варьируется в зависимости от возраста детей, их физического развития и усвоения ими пройденного материала. Принципы обучения: СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе. Следует учитывать, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. ДОСТУПНОСТЬ. Объяснение и показ упражнений инструктором по плаванию, их выполнение и физическая нагрузка должны быть доступны детям. АКТИВНОСТЬ. Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения. НАГЛЯДНОСТЬ. Что бы обучение проходило успешно, любое объяснение сопровождайте показом упражнений. Полезны в обучении наглядные пособия – рисунки, плакаты и т.д ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ и ПОСТЕПЕННОСТЬ. При обучению детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным. Не следует форсировать разучивание большого количества новых движений. К ним приступайте только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих. Вначале ознакомьте детей с местом занятий, покажите способы плавания и расскажите о них. Обучение плаванию следует начинать с того, чтобы дети освоились в воде, не испытывали боязни и страха, почувствовали себя уверенно и совершенно свободно. Это наилучшим образом достигается проведением таких форм работы как, игры, забавы и развлечения в воде. Игры и упражнения повышают интерес к занятиям плаванием, позволяют ознакомиться со свойствами воды, являются прекрасным средством начального обучения плаванию. При этом нельзя ограничиваться только подвижными играми в воде. Широко применяйте игровые упражнения и соревнования. Сроки реализации. Данная программа рассчитана на 3 года. Основной организованной формой двигательной активности в дошкольном учреждении являются занятия по физической культуре, и как одна из форм двигательной активности – это занятия по плаванию. Форма проведения занятий. Наилучшей формой занятий является подгрупповая. Для занятий в бассейне, детей разделяют на две подгруппы, численностью по 7-10 человек, (количество детей в подгруппе зависит от «зеркала» воды, т. е от размера самой ванны бассейна). Комплектуя их, следует уделять внимание : на физическую подготовку детей и успешность освоения ими плавательных движений. Ожидаемые результаты и способы их проверки. Сформированное эмоциональное отношение ребенка к занятиям плаванием. Сформированный навык подготовительных и специальных упражнений по плаванию. Сниженная заболеваемость детей, укрепление организма. Сформировано осознанное и бережное отношение к своему здоровью. Улучшенное состояние здоровья у часто болеющих детей. Возрастные особенности: Мышечная система ребенка дошкольного возраста развита еще довольно слабо. Кроме того, мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека по своему строению, составу и функциям. Мышечные пучки сформированы плохо. Мышцы ребенка сокращаются медленнее мышц взрослого, а сами сокращения происходят через меньшие промежутки времени. Поскольку мышцы ребенка более эластичны, при сокращении они более укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются. Этими особенностями мышечной системы объясняется, почему дети быстро утомляются, но их физическое утомление быстро проходит. Поэтому для ребенка нежелательны длительные мышечные напряжения и однообразные статические нагрузки. Плавание является адекватной для детского организма физической нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются. Занятия плаванием благотворно влияют на важнейшие системы жизнеобеспечения ребенка. Содержание программы. Первый год обучения Средняя группа На занятиях в средней группе дети обучаются держаться на поверхности воды ( всплывать, лежать, скользить) хотя бы в течении непродолжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей поддерживающей силе воды, кроме того, дети должны научиться самостоятельно произвольно выполнять вдох – выдох в воду несколько раз. С учетом основных задач начального обучения плаванию мы включаем на данном этапе лишь игры с игрушками, включая все виды ходьбы, бега и прыжков. При обучении детей среднего дошкольного возраста плаванию большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков. Это связано с тем, что первоначально созданные и закрепленные, они не разрушаются полностью и впоследствии могут проявиться. При неправильно сформированных навыках в плавании (скольжении) движения выполняются неэкономно, и это затрудняет весь дальнейший процесс обучения. Переучивать детей очень сложно. По мнению Т. И. Осокиной, к концу учебного года дети средней группы в воде должны уметь: достать со дна игрушку, погружаясь в воду с открытыми глазами; делать выдох в воду ( 5-6 раз); скользить на груди ( 2-3 раза); выполнять упражнение « поплавок» (2 раза); с помощью взрослого лежать на спине (2 раза). При таком подходе уже в средней группе выполняются требования программы воспитания и обучения в детском саду по плаванию. В начале каждого учебного года у детей проводят диагностику по специальной подготовке по плаванию. Результаты диагностики предоставляются в таблице (приложение 1,2). Второй год обучения Старшая группа. У детей старшей группы закрепляются умения и навыки плавания, приобретенные на занятиях в средней группе. Упражнения в воде и игры выполняются без поддержки взрослого. Преподаватель находится с детьми в бассейне только при разучивании сложнокоординационных движений. Большое значение следует уделять воспитанию у детей организованности и дисциплинированности. В старшей группе продолжаются обучение детей скольжению с задержкой дыхания, знакомство со спортивными и облегченными видами плавания, подготовка к выполнению стандарта по плаванию (проплывание контрольного отрезка удобным способом). Особое внимание обращается на работу рук при плавании разными способами, согласование работы рук с дыханием. На каждом занятии прорабатываются все плавательные движения. Результаты диагностики предоставляются в таблице (приложение 3,4). Третий год обучения. Подготовительная группа. В группах детей подготовительного возраста осваиваются умения и навыки определенных способов плавания, разучивается их техника. Желательно, чтобы дети овладели техникой плавания кролем на груди, на спине, а также ознакомились с плаванием способами брасс и дельфин. Если ребенок продолжает занятия, перейдя из старшей группы в подготовительную, то порядок их проведения остается прежним. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, сдержанность, организованность, умение творчески использовать приобретенные навыки. Процесс обучения старших дошкольников уплотняется, интенсивнее становится формирование навыков подготовительных упражнений. Использование игр – эстафет и включение элементов соревнования с установкой на лучшее качество выполнения позволяет создать эмоциональное отношение ребенка к выполняемому заданию. В подготовительной группе завершается обучение плаванию в детском саду. Но это не значит, что дети полностью овладевают техникой, их движения недостаточно слитны и точны. Результаты диагностики предоставляются в таблице (приложение 5,6). Основным показателем успешной реализации программы является устойчивое позитивно – эмоциональное отношение ребенка к воде, (наблюдение за ребенком), общее позитивное самовосприятие, а также сформированность двигательных навыков (диагностические задания). Специфика проведения занятий. Начиная цикл занятий по обучению детей плаванию, инструктору необходимо предоставлять как будут выполняться те или иные упражнения, которые будут осваивать дети. Как уже было отмечено, обучение плаванию начинается с освоения подготовительных упражнений. Формы подведения итогов. Оформление стенда, фото- выставка приобретенных навыков, открытые занятия, в виде проведения диагностики в конце года. Учебно-тематическое планирование Средние группы
№ п/п
|
Тема
|
Всего занятий
|
1
|
Знакомство, вводная беседа.
|
1
|
2
|
Ознакомление со свойствами воды.
|
3
|
3
|
Упражнения обучающие дыханию.
|
4
|
4
|
Упражнения обучающие погружению и всплытию.
|
4
|
5
|
Упражнения обучающие скольжению.
|
5
|
6
|
Разучивание движения ног.
|
4
|
7
|
Имитация движения ног.
|
3
|
8
|
Всплывание и лежание на спине.
|
4
|
9
|
Закрепление приобретенных навыков.
|
3
|
|
Итого:
|
32
|
Учебно-тематическое планирование
Старшие группы
№ п/п
|
Тема
|
Всего занятий
|
1
|
Знакомство, вводная беседа
|
2
|
2
|
Ознакомление со свойствами воды
|
6
|
3
|
Упражнения обучающие дыханию
|
4
|
4
|
Разучивание движения ног
|
4
|
5
|
Упражнения обучающие погружению и всплытию
|
8
|
6
|
Имитация движения ног, открывание глаз в воде
|
4
|
7
|
Имитация правильного поворота головы
|
4
|
8
|
Разучивание элемента «поплавок»
|
2
|
9
|
Всплывание и лежание на спине
|
4
|
10
|
Упражнения обучающие скольжению с доской, без доски, скольжение на спине, на груди и спине с работой ног.
|
10
|
11
|
Имитация движения рук
|
4
|
12
|
Упражнения на овладение общей координацией
|
8
|
13
|
Плавание на груди и спине с доской и без нее
|
2
|
14
|
Игры и эстафеты.
|
2
|
|
Итого:
|
64
|
Учебно-тематическое планирование
Подготовительная группа
№ п/п
|
Тема
|
Всего занятий
|
1
|
Упражнения обучающие дыханию при плавании кролем на груди
|
4
|
2
|
Упражнения обучающие работе рук и ног при плавании кроль на груди
|
8
|
3
|
Упражнения обучающие работе рук и ног при плавании кроль на спине
|
8
|
4
|
Разучивание и совершенствование способа «брасс»
|
8
|
5
|
Разучивание и совершенствование способа «дельфин»
|
8
|
6
|
Комбинированное плавание всеми способами
|
12
|
7
|
Повороты
|
8
|
8
|
«Водное поло»
|
4
|
9
|
Эстафеты
|
4
|
|
Итого:
|
64
|
Методическое обеспечение и оборудование:
При бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности занятий и страховки детей во время занятий:
Имеются пособия и игрушки, предназначенные для наиболее эффективной организации занятий;
- · Резиновые и пластмассовые игрушки;
- · Мелкие тонущие игрушки;
Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность. Они должны быть яркими, разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм в воде. Количество мелких игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне. Все пособия и игрушки периодически подвергаются санобработке в установленном порядке.
Литература:
10. Осокина Т.И., Богина Т.Л., Тимофеева Е.А. «Обучение плаванию в детском саду»; М., Просвещение. 1991.
11. Научно – практический журнал «Инструктор по физической культуре» №1 2009. «Обучение плаванию способом брасс», стр.55,: инструктор по плаванию ДОУ № 5 «Солнышко».
12. Павлотская Н.А. – инструктор по ФИЗО (плаванию) д.с № 63 «Машенька» Белгородская обл.
13. Карпенко Е. Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: -- игровой метод обучения, М., Олимпия – пресс. 2006.
14. Булгакова Н.Ж. – Плавание – пособие для инструктора общественника. М., физ-ра и спорт. 1984.
15. Фирсов.З.П. «Плавание для всех». М., физ-ра и спорт. 1983.
16. Кислов А.А, Панаев В.Г. «Нептун собирает друзей». М., физ-ра и спорт.1983.
17. Большакова И.А. «Здоровье детей». Ижевск 2003.
18. Потапов В.П., Кошкарова Л.Н. «Если хочешь быть здоров» 2001.
19. Воронова Е.К «Программа обучения детей в детском саду» СПб., Детство—пресс. 2010.
20. Баранова В.Г., Маханева М.Д. методическое пособие «Фигурное плавание в д/с» М., Сфера. 2009.
21. Пищикова Н.Г. «Обучение плаванию детей дошкольного возраста». М., Скрипторий 2003.
22. Козлов А.В. «плавание доступно всем». Л., Линиздат. 1986.
23. Белиц-Гейман С.В. «Мы учимся плавать». М., Просвещение. 1987.
24. Беляева И.В. Старший воспитатель МДОУ №48 «Веснянка» г. Альтемьевск Республика Татарстан.
25. Ежемесячный научно-методический журнал «дошкольное воспитание» № 9/91.М., Просвещение.
26. Большакова И.А. «Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста» М., «Маленький дельфин» 2002.
27. Арт. Спорт – Фитнес клуб, М., 2010.
|