Важность осуществления индивидуального подхода к детям с ОВЗ при организации физкультурных занятий и подвижных игр. |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Вагайцева Татьяна Николаевна | |||
10.04.2015 14:21 | |||
Важность осуществления индивидуального подхода к детям с ОВЗ при организации физкультурных занятий и подвижных игр. (из личного опыта) СОГБОУ для детей, нуждающихся в психоло-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Подготовила: воспитатель высшей категории Вагайцева Т.Н. Физическое воспитание, являясь педагогическим процессом, направленно не только на обучение разнообразным двигательным действиям, но и на развитие таких качеств, которые определяют физическую подготовленность ребенка на различных этапах его развития (в раннем возрасте, дошкольном детстве, школьном и т.д.).
Наблюдая за детьми дошкольного возраста в их свободной двигательной деятельности, мы обращаем внимание на их легкое и свободное манипулирование телом. Здоровье во многом зависит от гибкости и эластичности позвоночника, подвижности суставов, мышечного тонуса, вот поэтому необходимо сохранять и развивать природные физические задатки. Известно, что систематические занятия физическими упражнениями в режиме дня способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижению напряжённости сердечнососудистой и дыхательной систем, двигательного аппарата и повышают уровень физической подготовленности детей. Считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Физическое воспитание предусматривает множество средств, с помощью которых достигается гармоническое развитие детского организма. Важным является то, что в настоящее время созданы условия для разнообразия форм, содержания и методов работы с детьми. В «Положении о дошкольном образовательном учреждении» отмечено право воспитателя на педагогическое творчество, на самостоятельный выбор и разработку собственных программ и методик. В своей работе, по физическому воспитанию, с детьми с ОВЗ я стараюсь отойти от традиционного подхода в планировании, когда занятие идёт по установленным правилам (классическое физкультурное занятие), при отсутствии на занятиях радости, смеха, песен, веселья, шуток. На положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются резервные возможности организма, вовлекаются в работу разнообразные мышцы. Ставя перед собой цель воспитать ребенка здоровым, жизнерадостным, творческим необходимо:
возраста.
постороннего физического давления. При этом следует помнить правила:
Учитывая возрастные, анатомо-физиологические и психологические особенности физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи: Оздоровительные:
Образовательные:
придумывают разные движения, фигуры, тем лучше и свободнее владеют своим телом.
Воспитательные:
Часто физкультурные занятия проходят в виде развлечений, занятий совместно с родителями, со сказочным сюжетом, в виде путешествия. Для более эффективного проведения физкультурного занятия я применяю вспомогательные средства, которые позволяют создавать и корректировать настроение и поведение ребенка, его отношения к движениям. Лучшими помощниками являются:
Частая смена видов двигательной деятельности с разной физической нагрузкой сосредотачивает внимание детей, дисциплинирует, снимает напряжение и усталость. Неотъемлемой частью каждого физкультурного занятия должны стать подвижные игры. Они являются великолепным и незаменимым средством физического воспитания, способствующим формированию у детей естественных видов движений (бега, ходьбы, прыжков, метания, лазанья …), повышению уровня двигательной активности, укреплению здоровья. С помощью подвижных игр воспитываются у детей такие качества, как смелость, решительность, настойчивость в преодолении препятствий, честность и взаимопомощь, выдержка и самостоятельность. Дети учатся дружно играть, подчиняться правилам игры, быть дисциплинированными, считаться с товарищами. Большое значение имеет индивидуальный подход к детям в процессе всей их игровой деятельности. Важно выяснить отношение и интерес каждого ребенка к игре, их желание и умение выполнить то или иное действие. Особого внимания к себе требуют не только застенчивые и нерешительные дети, но и активные дети. К.Д. Ушинский писал: «В играх, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации отношений. Дитя, привыкшие командовать или подчиняться в игре, нелегко отучается от этого направления и в действительной жизни». В подвижных играх с правилами, проводимых по заранее намеченному плану, обычно принимают участие все дети группы. Но проявления их в игре далеко не одинаковы. Отдельные дети в играх прячутся за спины товарищей, проявляя тем самым чрезмерную осторожность, не желание или не умение, выбрав себе безопасное место. А другие наоборот, точно выполняют показанные движения, для них в игре самое главное одержать победу любым путем. От внимания воспитателя такие проявления детей не должны ускользнуть, пройти незаметно. Воспитатель должен поддержать нерешительных детей и поощрить смелых. В подвижных играх выявляются такие стороны психики и поведения детей, как устойчивость внимания, степень выдержки, умение подчиняться определенным правилам. Игра, которая включает в себя элементы соревнования на скорость, помогает заметить медлительных детей, а также тех, которые всегда хотят быть ведущими. Их непременно нужно приучать строго, подчиняться правилам игры и соблюдать очередность в ведущих ролях. Большое внимание к себе требуют дети с плохой координацией движений, а также несдержанные, чрезмерно подвижные. Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них и такие нравственные качества. Как скромность, доброжелательность, стремление принести пользу всем, в данном случае игровому коллективу. Неумение же детей организовать игру, наполнить её интересным содержанием, её однообразие, является следствием недостаточного педагогического руководства игрой, а также отсутствием в жизни детей ярких впечатлений, которые могли бы оказать положительное влияние на их активную деятельность. Индивидуальный подход к любой деятельности ребенка при условии знания педагога их общих возрастных и индивидуальных особенностей является эффективным средством воспитания. Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, являясь относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому, и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.
|