Гиподинамия проникает и дошкольное детство, поэтому создание оптимального двигательного режима очень важно. При этом нужно обеспечивать и качество двигательной активности, имея в виду качество не только движений, но и обучения и воспитания детей. Проблемы интеллектуального и коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста становятся факторами, тормозящими процесс становления качеств творческой личности. Процессы социализации и формирования креативных качеств личности детей становятся объектом внимания педагогов, но в современном образовательном процессе наблюдается нескоординированность работы по физическому и умственному воспитанию. Ухудшение здоровья воспитанников влечет нарушение интеллектуального развития, несформированность эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей. Поэтому деятельность, направленная на здоровьесбережение ребенка должна быть интегративной, использоваться в различных областях совместной деятельности с ребенком. Движения, организуемые в организованной деятельности – незаменимое средство профилактики различных заболеваний. Особенно это относится к заболеваниям сердечно – сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, патологиям центральной и периферийной нервной системы.
Врач и педагог В.В. Гориневский в исследованиях пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность. Организуемые физкультурные занятия направлены на создание условий здоровье сберегающей организации воспитательно-образовательного процесса:
- • Рациональная организация деятельности детей, с учетом требований СанПиНа,
- • Слаженность взаимодействия всех педагогов ДОУ и семей воспитанников.
- • Осуществление взаимодействия с детьми на основе личностно – ориентированной модели.
- • Особое построение занятий в период адаптаций детей к условиям ДОУ.
- • Организация досуговой деятельности, активного отдыха.
Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия, которые соответствуют решаемым задачам, расширяют кругозор детей, развивают эстетические чувства и восприятие, вызывают желание ребенка двигаться. Двигательная деятельность может помочь и решить проблемы по раскрепощению ребенка, обучению чувствования, пробуждению эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания. Общие методические принципы: I. Планирование двигательно-игровой деятельности. II. Создание специальной для двигательно-игровой деятельности предметно – пространственной развивающей среды. Проектирование двигательно-игровой деятельности, осуществляется при соблюдении основных принципов построения предметно – пространственной среды:
- • обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- • организация «зон приватности»;
- • предоставление права и свободы выбора;
- • создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;
- • полифункциональность использования помещения и оборудования;
- • возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.
III. Обеспечение взаимодействия со всеми специалистами ДОУ – в специально организованной деятельности, т.е. на занятиях, в игровой деятельности и в самостоятельной деятельности детей. IV. Проведение занятий в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении. V. Расширение возможностей ребенка, работа в «зоне его ближайшего развития» (Л.С. Выготский), а не тактика доступности. VI. Осуществление индивидуального подхода к ребенку, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми её особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребёнок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, т.к. не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности. В подвижной игре дидактической направленности достигаются две цели: физической развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняется оздоровительное влияние и укрепление физического и психического здоровья. Кроме того, сохраняются межпредметные связи физической культуры с другими видами деятельности дошкольников. Подвижные игры дидактической направленности становятся эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков в сенсорном воспитании, грамоте, математике, ознакомлении с окружающим и т.д. Такая игра становится стимулом повышения интереса к обучению у старших дошкольников, познанию нового у младших дошкольников, активизирует мыслительные процессы, предоставляет каждому ребёнку возможность личностного выражения. Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижных игр дидактической направленности, способствуют решению её дидактических задач, влияют на восприятие, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять и обобщать. В процессе подвижных игр дидактической направленности создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков сотрудничества в коллективе, уступать и помогать друг другу. Подвижная игра дидактической направленности помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость, т.к. в игре своих товарищей выполняет различные движения, задания, упражнения. Необходимо отметить, что такие подвижные игры не всегда подходят для обучения. Чаще её можно использовать на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, а также как часть других занятий (в том числе тех, на которых дети долго находятся в статичном положении) для закрепления и обобщения полученных умений и навыков. В целях обучения лучше использовать игры средней и малой подвижности, т.к. при большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться. Важным аспектом подвижных игр дидактической направленности общение и взаимодействие детей в совместной деятельности. Младших дошкольников больше привлекает само действие, т.к. процессы возбуждения значительно преобладают у них над процессами торможения, непосредственная наглядность действует сильнее, чем слово и поэтому соединяли объяснение правил с показом действий. Правила игры старших дошкольников носят более обобщённый характер. Основные принципы использования подвижных игр дидактической направленности:
- • активность и осознанность;
- • постепенность – от знакомых игр к незнакомым, постепенное усложнение программного содержания;
- • соответствие возрастным и физическим особенностям детей;
- • соответствие месту – место, время и условие поставленных дидактических задач.
Соблюдение баланса между занимательной, дидактической частью игры и динамической задачей - этот комплекс должен быть доступен и интересен ребёнку, для создания благоприятного эмоционального отношения, что в свою очередь стимулирует мыслительный процесс. Положительный эффект от использования таких игр во время обучающих занятий состоит в том, что дети не утомляются, не раздражаются, соревновательный момент обеспечивает необходимую двигательную активность, благоприятное эмоциональное состояние. При отборе игр учитываются следующие требования:
- • игра должна развивать способности детей (быстроту реакции, пространственные, временные отношения и т.д.)
- • степень сложности должна соответствовать знаниям, умениям, навыкам нашей группы
- • постепенный переход от индивидуальных игр к играм с совместными действиями, разделив детей на подгруппы.
Подвижные игры с дидактической направленностью "Кот в сапогах" Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, совершенствовать навык счета до 10, называть друга ласково. Воспитывать доброту, взаимовыручку. Оборудование: сапоги (калоши), 3 кегли. Для проведения эстафеты потребуются калоши большого размера. Первый участник по сигналу должен быстро надеть их и добежать до финиша. Чтобы усложнить эстафету, можно поставить на пути 3 кегли. Пробегая мимо них, каждый участник должен задержаться: у первой кегли Дидактическое игра "Сосчитай до 10", у второй кегли Д/и "Назови друга ласково" и совершить красивый поклон у последней кегли, затем возвращается и отдает сапоги следующему участнику. Команда - победительница может выразить свою радость громким и мелодичным мяуканьем. "Поймай мяч" Цель: упражнять детей бросать мяч снизу вверх целясь в руки; закрепить дни недели. Оборудование: мяч По считалке выбираем водящего. Дети стоят по кругу с мячом. Водящий за кругом. Играющие передают мяч друг другу в любом направлении, называя дни недели (Д/и "Назови день недели"), водящий за кругом должен поймать мяч. Поймав мяч, водящий встает в круг, и игра продолжается. "Незнайка на воздушном шаре" Цель: развивать в игре быстроту, выносливость, координацию движений; умение определять позицию звука в слове. Воспитывать чувство ответственности. Оборудование: 2 ведра, 2 воздушных шара, 2 обруча, игрушки по количеству участников. Корзина - обыкновенное ведро. В него положили балласт: мячи, кубики, машинки, куклы и т.д. Количество предметов равно количеству участников команды. Первый участник берет в руку воздушный шарик, в другую - ведро. Старт. С ведром и шариком игрок бежит к линии финиша, где лежит обруч. Добежав, игрок выкладывает в обруч один предмет из ведра, то есть облегчает корзину, называет предмет и первый звук (Д/и "Определи первый звук в слове". Вернувшись к команде, он отдает ведро и шарик следующему участнику. Тот проделывает то же самое. Последний участник должен снова собрать в ведро кубики при этом громко считает предметы и называет сколько всего. Д/и "Сосчитай сколько" и вернуть их команде. "Баба яга" Цель: развивать ловкость, быстроту; умение быстро выкладывать по образцу. Воспитывать доброжелательные отношения друг другу. Оборудование: 2 ведра, элементы игры "Танграм" В качестве ступы - ведро. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку. В таком положении нужно пройти до обруча взять геометрическую фигуру вернуться к команде и передать "ступу" следующему участнику, а геометрическую фигуру положить в обруч. По окончании игры команда должна выложить фигуру по образцу. "Теремок" Цель: закрепить цифры, умение строиться по порядку (числовому). Упражнять в беге; развивать ловкость, выносливость. Оборудование: карточки с цифрами, нагрудный значок героя сказки "Теремок", 2 больших обруча. Участвуют 6 человек - по числу персонажей. А роль Теремка выполнит обруч. Ребенок берет карточку с цифрой, затем выбирает нагрудный значок героя и строятся в звенья. Эстафету начинает "мышка", по сигналу она двигается к финишу, где лежит обруч - теремок. Добежав, продевает обруч через себя, кладет его на место и бежит за следующим участником - "лягушкой". Теперь они бегут к теремку вдвоем, взявшись за руки, и вдвоем пролезают сквозь обруч. Затем тоже с Зайкой, Лисичкой и волком. Важно: рук не разрывать! Когда их окажется 6 (это Медведь), пятеро надевают обруч и удерживают его на уровне пояса. "Медведь" берет обруч рукой и тянет вместе с участниками к старту. "Меняется местами тот, кто…" Цель: Развивать быстроту реакции, смекалку; умение задавать вопросы. Оборудование: кубы на один меньше, чем участников. Дети сидят на кубах по кругу, для водящего отведено место между кубами. Водящий говорит слова и те дети, кому относятся эти слова, меняются местами. Например: "Меняется местами тот, у кого белые носочки" и т. д. Водящий пытается занять одно из этих мест. Кому не хватило место, становится водящим.
Орлова Нонна
- • Рациональная организация деятельности детей, с учетом требований СанПиНа,
- • Слаженность взаимодействия всех педагогов ДОУ и семей воспитанников.
- • Осуществление взаимодействия с детьми на основе личностно – ориентированной модели.
- • Особое построение занятий в период адаптаций детей к условиям ДОУ.
- • Организация досуговой деятельности, активного отдыха.
Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия, которые соответствуют решаемым задачам, расширяют кругозор детей, развивают эстетические чувства и восприятие, вызывают желание ребенка двигаться. Двигательная деятельность может помочь и решить проблемы по раскрепощению ребенка, обучению чувствования, пробуждению эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания. Общие методические принципы: I. Планирование двигательно-игровой деятельности. II. Создание специальной для двигательно-игровой деятельности предметно – пространственной развивающей среды. Проектирование двигательно-игровой деятельности, осуществляется при соблюдении основных принципов построения предметно – пространственной среды:
- • обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- • организация «зон приватности»;
- • предоставление права и свободы выбора;
- • создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;
- • полифункциональность использования помещения и оборудования;
- • возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.
III. Обеспечение взаимодействия со всеми специалистами ДОУ – в специально организованной деятельности, т.е. на занятиях, в игровой деятельности и в самостоятельной деятельности детей. IV. Проведение занятий в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении. V. Расширение возможностей ребенка, работа в «зоне его ближайшего развития» (Л.С. Выготский), а не тактика доступности. VI. Осуществление индивидуального подхода к ребенку, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми её особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребёнок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, т.к. не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности. В подвижной игре дидактической направленности достигаются две цели: физической развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняется оздоровительное влияние и укрепление физического и психического здоровья. Кроме того, сохраняются межпредметные связи физической культуры с другими видами деятельности дошкольников. Подвижные игры дидактической направленности становятся эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков в сенсорном воспитании, грамоте, математике, ознакомлении с окружающим и т.д. Такая игра становится стимулом повышения интереса к обучению у старших дошкольников, познанию нового у младших дошкольников, активизирует мыслительные процессы, предоставляет каждому ребёнку возможность личностного выражения. Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижных игр дидактической направленности, способствуют решению её дидактических задач, влияют на восприятие, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять и обобщать. В процессе подвижных игр дидактической направленности создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков сотрудничества в коллективе, уступать и помогать друг другу. Подвижная игра дидактической направленности помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость, т.к. в игре своих товарищей выполняет различные движения, задания, упражнения. Необходимо отметить, что такие подвижные игры не всегда подходят для обучения. Чаще её можно использовать на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, а также как часть других занятий (в том числе тех, на которых дети долго находятся в статичном положении) для закрепления и обобщения полученных умений и навыков. В целях обучения лучше использовать игры средней и малой подвижности, т.к. при большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться. Важным аспектом подвижных игр дидактической направленности общение и взаимодействие детей в совместной деятельности. Младших дошкольников больше привлекает само действие, т.к. процессы возбуждения значительно преобладают у них над процессами торможения, непосредственная наглядность действует сильнее, чем слово и поэтому соединяли объяснение правил с показом действий. Правила игры старших дошкольников носят более обобщённый характер. Основные принципы использования подвижных игр дидактической направленности:
- • активность и осознанность;
- • постепенность – от знакомых игр к незнакомым, постепенное усложнение программного содержания;
- • соответствие возрастным и физическим особенностям детей;
- • соответствие месту – место, время и условие поставленных дидактических задач.
Соблюдение баланса между занимательной, дидактической частью игры и динамической задачей - этот комплекс должен быть доступен и интересен ребёнку, для создания благоприятного эмоционального отношения, что в свою очередь стимулирует мыслительный процесс. Положительный эффект от использования таких игр во время обучающих занятий состоит в том, что дети не утомляются, не раздражаются, соревновательный момент обеспечивает необходимую двигательную активность, благоприятное эмоциональное состояние. При отборе игр учитываются следующие требования:
- • игра должна развивать способности детей (быстроту реакции, пространственные, временные отношения и т.д.)
- • степень сложности должна соответствовать знаниям, умениям, навыкам нашей группы
- • постепенный переход от индивидуальных игр к играм с совместными действиями, разделив детей на подгруппы.
Подвижные игры с дидактической направленностью "Кот в сапогах" Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, совершенствовать навык счета до 10, называть друга ласково. Воспитывать доброту, взаимовыручку. Оборудование: сапоги (калоши), 3 кегли. Для проведения эстафеты потребуются калоши большого размера. Первый участник по сигналу должен быстро надеть их и добежать до финиша. Чтобы усложнить эстафету, можно поставить на пути 3 кегли. Пробегая мимо них, каждый участник должен задержаться: у первой кегли Дидактическое игра "Сосчитай до 10", у второй кегли Д/и "Назови друга ласково" и совершить красивый поклон у последней кегли, затем возвращается и отдает сапоги следующему участнику. Команда - победительница может выразить свою радость громким и мелодичным мяуканьем. "Поймай мяч" Цель: упражнять детей бросать мяч снизу вверх целясь в руки; закрепить дни недели. Оборудование: мяч По считалке выбираем водящего. Дети стоят по кругу с мячом. Водящий за кругом. Играющие передают мяч друг другу в любом направлении, называя дни недели (Д/и "Назови день недели"), водящий за кругом должен поймать мяч. Поймав мяч, водящий встает в круг, и игра продолжается. "Незнайка на воздушном шаре" Цель: развивать в игре быстроту, выносливость, координацию движений; умение определять позицию звука в слове. Воспитывать чувство ответственности. Оборудование: 2 ведра, 2 воздушных шара, 2 обруча, игрушки по количеству участников. Корзина - обыкновенное ведро. В него положили балласт: мячи, кубики, машинки, куклы и т.д. Количество предметов равно количеству участников команды. Первый участник берет в руку воздушный шарик, в другую - ведро. Старт. С ведром и шариком игрок бежит к линии финиша, где лежит обруч. Добежав, игрок выкладывает в обруч один предмет из ведра, то есть облегчает корзину, называет предмет и первый звук (Д/и "Определи первый звук в слове". Вернувшись к команде, он отдает ведро и шарик следующему участнику. Тот проделывает то же самое. Последний участник должен снова собрать в ведро кубики при этом громко считает предметы и называет сколько всего. Д/и "Сосчитай сколько" и вернуть их команде. "Баба яга" Цель: развивать ловкость, быстроту; умение быстро выкладывать по образцу. Воспитывать доброжелательные отношения друг другу. Оборудование: 2 ведра, элементы игры "Танграм" В качестве ступы - ведро. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку. В таком положении нужно пройти до обруча взять геометрическую фигуру вернуться к команде и передать "ступу" следующему участнику, а геометрическую фигуру положить в обруч. По окончании игры команда должна выложить фигуру по образцу. "Теремок" Цель: закрепить цифры, умение строиться по порядку (числовому). Упражнять в беге; развивать ловкость, выносливость. Оборудование: карточки с цифрами, нагрудный значок героя сказки "Теремок", 2 больших обруча. Участвуют 6 человек - по числу персонажей. А роль Теремка выполнит обруч. Ребенок берет карточку с цифрой, затем выбирает нагрудный значок героя и строятся в звенья. Эстафету начинает "мышка", по сигналу она двигается к финишу, где лежит обруч - теремок. Добежав, продевает обруч через себя, кладет его на место и бежит за следующим участником - "лягушкой". Теперь они бегут к теремку вдвоем, взявшись за руки, и вдвоем пролезают сквозь обруч. Затем тоже с Зайкой, Лисичкой и волком. Важно: рук не разрывать! Когда их окажется 6 (это Медведь), пятеро надевают обруч и удерживают его на уровне пояса. "Медведь" берет обруч рукой и тянет вместе с участниками к старту. "Меняется местами тот, кто…" Цель: Развивать быстроту реакции, смекалку; умение задавать вопросы. Оборудование: кубы на один меньше, чем участников. Дети сидят на кубах по кругу, для водящего отведено место между кубами. Водящий говорит слова и те дети, кому относятся эти слова, меняются местами. Например: "Меняется местами тот, у кого белые носочки" и т. д. Водящий пытается занять одно из этих мест. Кому не хватило место, становится водящим.
|