КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ. Г. ЗЕЛЕНОГОРСК. МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №29 (СИБИРЯЧОК) Анализ методик начального обучения плаванию детей в ДОУ Методическая разработка Кошелева Надежда Ивановна Инструктор по физической культуре в МБДОУ д/с №29 (бассейн) Анализ методик начального обучения плаванию дошкольников Формирование навыков плавания у детей - дошкольного возраста возможно путем включения занятий по плаванию в режим дня группы, создания игровых ситуаций на суше и в воде. При этом целесообразно нахождение воспитателя в воде, как считает Т.И. Осокина (1991) для оказания детям поддержки, страховки, помощи в надежном и правильном освоении ими плавательных движений.
Между тем, по данным Ле Ван Сем (1978), в процессе изучения навыков плавания возникновение отрицательных эмоций у детей мешает их овладению, в то время как положительное соперничество содействует более успешному их формированию. В методике начального обучения плаванию довольно значительное место отводится изучению игр и развлечений на воде, как указывает В. С. Васильев (1989), с непосредственным нахождением преподавателя в бассейне для улучшения организации занятий. Дети в возрасте 5—7 лет по своим двигательным возможностям, по мнению В. С. Васильева (1989), вполне подготовлены к освоению сложных плавательных движений, которые по мере овладения должны постепенно усложняться и детализироваться. Специалистами разрабатываются методические основы по начальному обучению детей и дальнейшему изучению ими спортивного плавания, которое популярно и доступно изложено в пособиях для начинающих (О. Т. Жукова, 1964; Г. Левин, 1981 и др.). Образные выражения, используемые при обучении детей плаванию, жесты также имеют немаловажное значение, как считает В. В. Пыжов (1977), в доступном овладении изучаемых упражнений. По педагогической направленности их можно разделить на три группы: указания при освоении водной среды, при исправлении общих ошибок в технике плавания, при исправлении конкретных ошибок, в определении отдельных способов плавания. Это усугубляется тем, что обычная передача звуковых сигналов в бассейне затруднена и возрастает обучающая роль тренера-преподавателя с помощью жестов. Анализ существующих методик выявил значительное разнообразие подходов к формированию плавательного навыка и решению задач оздоровления дошкольников. Причем, вопросам совершенствования процесса обучения плаванию уделяется значительно большее внимание [В.А. Аикин, 1988; И.А. Большакова, 2005; Е.К. Воронова, 2010; В.Ю. Давыдов, 1993; Т.И. Осокина, 1991; Т.А. Протченко, 1998 и др.]. Результаты ряда исследований свидетельствуют о стабильности тенденции снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста, выражающейся в высоком проценте их заболеваемости, снижении уровня физического развития и подготовленности, в том числе и среди детей, занимающихся плаванием в условиях детского сада [ В.К. Бальсевич, 2002; А.А. Горелов, 2002; А.В. Гарцуев, 2003; А.Г. Трушкин, 2007 и др.]. По всей видимости, данные факты являются свидетельством недостаточной решаемости проблемы оздоровления детей, в том числе и посредством занятий в условиях водной среды. Большинство существующих методик обучения плаванию призваны эффективно решать задачи освоения детьми плавательных умений, при косвенном решении задач их оздоровления. В существующих методиках для увеличения эффективности педагогического воздействия в процессе занятий плаванием внимание акцентируют не на средствах и методах оздоровления, а, как правило, на одном из факторов, в качестве которых чаще всего выступает: двигательная активность, уровень физической или плавательной подготовленности, физическое развитие и др. (Ю.А. Смирнов, 2005; И.А. Большакова, 2005; М.А. Рунова, 2002; Э.М. Казин, 2000 и др.). Для обучения детей дошкольного возраста плаванию разработаны и обоснованы различные методики проведения занятий Казаковцева Т.С., 1987; Котляров А.Д., Васильев В.С.,1989; Осокина Т.И., 1991; Мосунов Д.Ф., 1998; Меньшуткина Т.Г., 1999; Велитченко В.К., 2000 Булгакова Н.Ж., 2001; Еремеева Л.Ф., Большакова И.А.,2005; Петрова Н.Л., Баранов В.А., 2006, Воронова Е.К., 2010). Исследованием формирования навыка плавания у детей дошкольного возраста путем включения в программу занятий различных элементов игры занимались В. В. Дукальский, Е. Г. Маряничева (1990); Н. Г. Пищикова (2008) , Булгакова Н.Ж. (2001) и др. Игровой метод в последние годы стал предметом пристального внимания исследователей, поскольку за счет введения игровых элементов он придает занятиям привлекательную, эмоциональную форму (Вилькин Я.Р., Садовенко М.Ю., 1994; Горелов А.А., Немеровский В.М. и др., 2008; Яцковец А.С., 2008). Среди мотивов, побуждающих детей 5-6 лет к занятиям плаванием, основную роль играют желание и стремление к игровым действиям и сочетание их с занятиями в воде (Ле Ван Сем, 1970). Использование различных игровых ситуаций на суше и в воде способствует более быстрому формированию навыков плавания у детей (Глазырина Л.Д., 1992; Воронова Е.К., 2010; Бушкевич В.А., 1997), поэтому в традиционных методиках начального обучения плаванию довольно значительное место отводится изучению игр и развлечениям на воде (Макаренко Л.П., 1985; Дукальский В.В., Маряничева Е.Г., 1990; Булгакова Н.Ж., 2001; Черепова Д.В., 2004; Пищикова Н. Г., 2008).
Анализ методик обучения плаванию детей дошкольного возраста И.А. Большаковой (2005), Т.И. Осокиной (1991), В.С. Васильева и Б.Н. Никитского (1973), Вороновой Е.К. (2010). Базовой программой обучению плаванию, ставшей традиционной, принятой педагогами большинства детских садов за основу для собственных разработок, считается методика Т.И. Осокиной (1991). В ней большое внимание уделяется младшему и среднему возрасту, но недостаточно освещены вопросы обучения плаванию детей старших и подготовительных групп. Т.И. Осокина (1991) рекомендует в процессе обучения плаванию использование принципа наглядности, который является основным во всем процессе обучения. Так же рекомендует использовать коллективные и индивидуальных форм занятия. Т. И. Осокиной и др. (1991) детально обоснована и разработана система обучения детей плаванию в дошкольных учреждениях. В ней выделены 4 этапа обучения: 1 — ознакомление ребенка со свойствами воды — плотностью, вязкостью, прозрачностью, которое необходимо достичь в раннем и младшем дошкольном возрасте; II этап — приобретение детьми умений и навыков в погружении, всплывании, лежании, скольжении, осуществляя выдохи в воду, которые целесообразно осуществлять в младшем и среднем, дошкольном возрасте; III этап - обучения ребенок должен уметь проплыть 10-15 метров способом «кроль на груди» на мелкой воде; IV этап - Продолжение усвоения и совершенствование техники способов плавания на глубокой воде, простых поворотов; - разучивание движений ног; - разучивание движений рук; - разучивание способа плавания в целом, т.е. отработка согласованного движения рук и ног и дыхания; - совершенствование способа плавания с полной координацией движения. Условное вычленение указанных этапов позволяет педагогу более четко представить себе основные направления работы по плаванию с детьми разного возраста и подготовленности.
И.А. Большакова (2005) разработала альтернативную программу обучения плаванию «Маленький дельфин». Она рассчитана на период пребывания ребенка в детском саду с трех до семи лет, так же как и традиционная методика Осокиной Т.И. Программа «Маленький дельфин» имеет следующие особенности: - для правильного усвоения плавательных движений широко используется контрастные упражнения, направленные на получение противоположного эффекта; - не используются упражнения, связанные с продвижением в воде; - отсутствует последовательности обучения; В методике, предложенной Большаковой занятия проводятся по типу круговой тренировки, где основные плавательные навыки и элементы техники осваиваются на мелководье, а совершенствуются на глубокой воде. По И.А. Большаковой, (2005) любая методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуальные особенностей ребенка: сознательность и активность, систематичность в проведении занятий, наглядность и доступность учебного материала. Основная работа с детьми дошкольного возраста определяется задачами начального этапа обучения, как у И.А. Большаковой, так и у Т.И. Осокиной: - научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде; - правильно и экономично плавать; - создание педагогических условий, способствующих возникновению у ребенка уверенности в воде и ощущение того, что вода его «любит» и держит.
В книге Васильева В.С. и Никитского Б.Н. «Обучение детей плаванию» (1973) собран оригинальный и добротный методический материал по обучению плаванию детей в возрасте 1-2 лет в домашних ваннах, в возрасте 3-6 лет в детских садах и абонементных группах стационарных бассейнов. Материал насыщен методическими рекомендациями, интересными упражнениями, удачными примерами из практики, образными сравнениями. Книга адресована специалистам по обучению плаванию – воспитателям-методистам дошкольных учреждений, а также может служить методическим пособием и для родителей. В книге также есть инвентарь, который можно изготовить самостоятельно и внедрять в учебный процесс. В процессе занятий плаванием с детьми дошкольного возраста Васильев В.С. и Никитский Б.Н. (1973) рекомендуют применять урок как основную форму организации учебной работы. Урок строится таким образом, чтобы задачи подготовительной и заключительной частей были направлены на решение основной задачи, и были подчинены ей. Авторы выделяют следующие типы уроков: учебный, учебно-игровой; игровой, массового купания, индивидуального обучения, контрольный. На уроках плавания применяются следующие методы ведения урока: фронтальный, групповой и индивидуальный. Процесс обучения плаванию маленьких детей, по мнению Васильева В.С. и Никитского Б.Н. (1973) необходимо строить так, чтобы ребенок учился познавать окружающий мир, приобретал необходимые в жизни знания и навыки. К основным средствам обучения плаванию относятся обще развивающие, подготовительные и специальные физические упражнения. Их следует использовать не только для укрепления здоровья детей, формирования движений, двигательных навыков и физических качеств, но и для развития и совершенствования познавательной деятельности. По рекомендации Васильева В.С. и Никитского Б.Н. (1973) методы обучения плаванию делятся на три основные группы: наглядные, словесные, практические. При обучении плаванию Васильев В.С. и Никитский Б.Н широко используют многочисленные методические приемы, которые систематизированы и направлены на решение частных задач. Главное, чтобы упражнения были понятны маленькому ребенку, а изучаемые с их помощью движения стали более доступными. Например: облегчение или усложнение условий выполнения, медленное плавание, выполнение изучаемых движений в соревновательной или игровой форме, выполнение упражнений в парах с поддержкой партнером, контрастные упражнения. Например, педагог дает задание: сесть на дно, но так, чтобы голова оказалась под водой (для этого глубина воды должна быть на уровне груди), вариативность при изучении движений (Для того чтобы дети научились технически грамотно плавать, они должны опробовать множество вариантов движений, а из их многообразия выбрать «свой», соответствующий индивидуальным особенностям каждого.), выполнение движений, держась за неподвижную опору. Наибольший эффект достигается при комплексном использовании различных методов и методических приемов в зависимости от задач урока. Общая схема обучения плаванию слагается из следующих этапов: -демонстрация изучаемого способа плавания и его элементов; -теоретическое обоснование (объяснение) техники данного способа и его элементов; -опробование способа (попытка плавать изучаемым способом); -практическое ознакомление с формой движений на суше; -овладение элементами способа и отдельными сочетаниями движений в воде; -освоение способа плавания в целом; -совершенствование техники способа и его элементов. Таким образом, при обучении плаванию по методики Васильева В.С. и Никитского Б.Н. дошкольники не только осваивают навык плавания, но и развивают функциональные возможности, совершенствуют деятельность всех систем организма, приобретают гигиенические навыки, укрепляют здоровье и повышают уровень развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости). Однако главным, доминирующим фактором в этом процессе является овладение навыком плавания. Кроме этого, занимающиеся получают хорошую физическую и волевую закалку, приобретают необходимые общие и специальные знания и навыки по плаванию.
Программа составлена кандидатом педагогических наук, мастером спорта СССР Вороновой Е.К. с учетом возрастных особенностей физического развития дошкольников. По каждой возрастной группе (младшей, средней, старшей) рассмотрены особенности двигательных навыков у детей, даны характеристики специфики обучения плаванию. Приложение подготовлено кандидатом педагогических наук Т.С. Казаковцевой (Перспективное планирование). Цели и задачи программы Вороновой Е.К. (2010): Основной целью настоящей программы является обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.) По мере освоения предлагаемой программы решаются задачи по формированию: Навыков плавания; Бережного отношения к своему здоровью; Навыков личной гигиены; Умение владеть своим телом в непривычной среде. Младший возраст (3-4 года). При обучении детей младшего дошкольного возраста плаванию Воронова Е.К. большое внимание уделяет начальному этапу формирования правильных навыков. Это связано с тем, что, первоначально созданные и закрепленные, они не разрушаются полностью и впоследствии могут снова проявиться. При неправильно сформированных навыках в плавании (в скольжении), движения выполняются неэкономно, и это затрудняет весь дальнейший процесс обучения. Переучивать детей очень трудно. Обучение каждому новому плавательному упражнению требует от ребенка определенной готовности, поэтому оно сводится к игре. Эмоциональная насыщенность игры позволяет ребенку активно двигаться в воде, помогает проявлять свои подражательные способности. Игровая деятельность дает малышу возможность проявлять самостоятельность в выборе способов достижения цели, партнеров, в использовании своих знаний и умений. При закреплении движений в воде используется соревновательный момент. Детям предлагается выполнить задание для того, чтобы узнать, кто из них лучше выполнит упражнение и окажется победителем соревнования.
Средний возраст (4-5 лет). У детей, по мнению автора закрепляются умения и навыки плавания, приобретенные на занятиях в младшей группе. Детей среднего возраста учат выполнять упражнения сначала на суше, а затем повторяют их в воде. Преподаватель должен показать упражнение и объяснить детям технику его выполнения. Особенно важен показ упражнений в воде: дети воспринимают последовательность выполнения и понимают, что сделать его в воде вполне возможно. Краткое и доступное объяснение помогает ребенку сознательно овладеть правильными движениями. В обучении используют разнообразные упражнения и игры. Старший возраст (5-7 лет). В обучении детей старшего дошкольного возраста воронова Е.К. ставятся иные задачи: освоение спортивных способов плавания; изучение техники движения кролем на груди и на спине. Если ребенок продолжает занятия, перейдя из средней группы в старшую, то порядок их проведения остается прежним. Техническая подготовка ребенка позволит решить поставленные на данном этапе задачи. При начальном обучении плаванию детей старшего возраста занятия начинаются по укороченной схеме содержания занятий младшего и среднего возраста. Сравнительный анализ методик обучения плаванию детей дошкольного возраста Сравнительный анализ методик проводился нами по следующим критериям: -задачи обучения; -возраст занимающихся; -период обучения; -основные принципы обучения; -форма занятий; -место проведения; -этапы обучения.
|