Применение нестандартного оборудования на занятиях физической культуры |
Спорт, тренировки | |
Автор: Тимохина Татьяна Ивановна | |
24.12.2024 09:32 | |
Применение нестандартного оборудования на занятиях физической культуры Тимохина Татьяна Ивановна, воспитатель МБОУ Лицей №10 г. Красноярск Актуальность В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются среди отстающих не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.
Из наблюдений за детьми, бесед с медицинским работником детского сада и родителями мы установили, что современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. В детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мыши и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь это отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. Все эти нарушения легко предупреждаются при использовании нестандартного оборудования, так как выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество из выполнения. Для этого в ДОУ рекомендуется применять нестандартное оборудование, разработанное специалистами, либо сделанное совместными усилиями педагогов и родителей. Цель исследования: повышение интереса старших дошкольников к занятиям физической культурой посредством использования нестандартного оборудования. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи: Оздоровительные
Образовательные
Воспитательные
Исследование проводилось на базе МБДОУ Лицей № 10 Октябрьского района, города Красноярска. Целью I этапа является исследование уровня владения информацией о значении физкультурно-оздоровительных упражнений и игр с использованием нестандартного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста. Целью II этапа является изготовление и практическое применение на занятиях по физической культуре и прогулках нестандартного оборудования. Цель III этапа — анализ эффективности реализации проекта. Нами применялись следующие методы исследования: наблюдение, сравнение, опрос, беседа, обобщение, систематизация и анализ полученных результатов. В своей работе мы использовали опрос. Опрос является одним из самых распространенных методом в исследовании. В результате наблюдения и опроса мы выявили отношение детей к занятиям физической культуры в ДОУ. Беседы с медицинским работником ДОУ показали, что в ходе реализации проекта улучшилось психоэмоциональное состояние дошкольников, участвующих в проекте. Отсюда следует, что здоровье воспитанников укрепилось. Содержание деятельности На первом этапе, для того чтобы выяснить уровень информационной лабильности родителей, проведена беседа «Мы – спортивная семья». С детьми проводился опрос «Игры, в которые я играю дома», который позволил определить степень активного отдыха в условиях семейного воспитания и уровень оснащённости развивающей среды ребенка в пределах дома. С педагогами организованна дискуссия об организации активного досуга в группе и на прогулке с использованием нестандартного оборудования. Беседа позволила определить степень владения родителями информацией о пользе упражнений с использованием нестандартного оборудования. Педагоги в процессе дискуссии пришли к выводу, что использование нестандартного оборудования вовремя прогулок вполне может активизировать двигательную деятельность воспитанников. На втором этапе предполагается активное участие родителей в изготовлении нестандартного оборудования для занятий по физической культуре. Практическое применение изготовленного нестандартного спортивного оборудования. На третьем этапе проводилась итоговая беседа с родителями, праздничные мероприятия с участием детей и творческие гостиные с педагогами по обсуждению этапов реализации проектов и их оценка с точки зрения значимости для общего результата деятельности. Продуктом деятельности является выставка нестандартного спортивного оборудования, сделанного педагогами и родителями. Занятия с простейшими тренажерами могут проводиться по традиционной методике. Вводная часть физкультурного занятия, как правило, состоит из ходьбы в разном темпе, легкого непрерывного бега от 1,5 до 3 минут. В основную часть занятия вместо комплекса упражнений общеразвивающего воздействия включаются упражнения с простейшими тренажерами, которые могут выполняться со всеми детьми одновременно. После выполнения упражнений с тренажерами детям предлагаются основные виды движений и одна подвижная игра. Заканчивается занятие (заключительная часть) малоподвижной игрой или спокойной ходьбой с выполнением упражнений на дыхание. Результат Использование нестандартного спортивного оборудования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для реализации индивидуального, дифференцированного подхода в обучении, повысить уровень познавательной активности дошкольников, обеспечить комфортные условия для всестороннего развития личности, сформировать потребность в культуре движений, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье. Нестандартное спортивное оборудование удобно и легко применяется на занятиях, прививает интерес и любовь к нему, снимает психологический барьер у детей. Дети бережнее относится к инвентарю, повышается плотность занятия, повышается качество обучения. Так же при использовании такого оборудования происходит влияние на формирование интереса старших дошкольников на занятиях физической культурой. Происходит удовлетворение интереса, который может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес, таким образом, является постоянным катализатором энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности, либо стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, способствует целеустремленности. И при этом дети, испытывающие состояние удовлетворенности на занятиях, работают на них ради своего физического совершенствования. Таким образом, использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре начинает формировать у детей интерес к занятиям физкультурой, следствие этого – крепкое здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к окружающим. Цель достигнута. Список литературы:
Сфера, 2007.
образования. Учеб. Пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М. Изд. Центр «Академия», 2002. 8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 9. Хабарова Т.В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. Приложение Выставка нестандартного спортивного оборудования «Разноцветные ручейки» Барьеры и тарелки-шумелки Гантели Дорожки для профилактики плоскостопия
|