Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников области физической культуре в ДОУ
Спорт, тренировки
Автор: Предеина Галина Сергеевна   
04.12.2024 09:32

Организация партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников области физической культуре в ДОУОрганизация партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников области физической культуре в ДОУ

Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и дома. Н.М. Амосов

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом

 

Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение проблем физического воспитания и укрепления здоровья детей невозможно без участия родителей. Семья – это среда, где формируется здоровье ребенка. Именно родители обязаны заложить в сознании ребенка основу к постоянному стремлению к здоровью. Семья для ребёнка — источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С.И. Ожегова дано определение понятию «сотрудничать»: работать, действовать вместе, принимать участие в общем дел

Сотрудничество — это общение «на равных», активная помощь друг другу, это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог, искать позитивные способы и формы общения необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам.

О.Л. Зверева трактует взаимодействие как обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает установление «обратной связи», учет их потребностей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность родителей. Это возможно в том случае, если фундаментом станет совместная детско-родительская физкультурно-оздоровительная деятельность, при которой взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание детей быть здоровыми.

Выделяются общепедагогические и специфические условия, необходимые для осуществления взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей:

  • взаимное доверие и уважение во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
  • соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
  • учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах физического воспитания;
  • сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
  • взаимосвязь разных форм работы с родителями;
  • одновременное влияние на родителей и детей;
  • обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они должны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Все родители хотят обеспечить своему ребенку наилучший старт в жизни, и большинство хорошо понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, и в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье важные составляющие воспитания в семье. Лучше всего показать ребенку, как нужно относиться к физкультуре и спорту, на собственном примере.

Участвуя в совместных мероприятиях, взрослые получают возможность видеть, как ребенок ведет себя в коллективе сверстников, какова его физическая подготовка, какую радость и пользу приносят ему игры, веселые состязания. Видя, как родители бегают, прыгают, соревнуются, дети проникаются новыми чувствами к ним и испытывают огромную радость от общения.

Цель нашей работы в сотрудничестве с семьей воспитать физически развитого, жизнерадостного ребенка, путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни, но это возможно только в том случае, если фундаментом станет совместная детско-родительская деятельность, организованная на базе ДОУ, при котором взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание детей быть здоровыми.

В ходе взаимодействия с семьями решаются следующие задачи: создание системы взаимодействия с семьей в процессе воспитания у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом на основе открытости; формирование у детей системы знаний о собственном теле, здоровом образе жизни, культурно-гигиенических навыков, основах анатомического строения собственного тела. Общение родителей с коллективом детского сада наиболее продуктивно проходит во время праздников. Но чтобы праздники не стали своеобразным отчетом перед родителями, необходима четкая система взаимодействия педагогов, родителей и детей.

Работу с родителями условно можно разделить на три части:

Первая часть «На пути к сотрудничеству».

Цель: мотивировать родителей на сотрудничество. Задачи: анализ потребностей, жизненных принципов, компетентности, культуры родителей. Методы использовались общепринятые — анкетирование, беседы.

Вторая часть «Узнаем друг друга»

Цель: привлечение родителей к совместной физкультурно-оздоровительной работе и повышение их компетенции в воспитании здоровой и физически развитой личности, а также роли влияния положительного примера взрослых. Здесь используются следующие виды взаимодействия: просмотр родителями открытых занятий по физкультуре, спортивных досугов; организация для них консультаций, «Школа для родителей»; привлечение родителей к изучению необходимой литературы, статей, программ (информационные стенды, памятки, ширмы).

Третья часть «Активное сотрудни чество».

Цель: активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной деятельности. Оно включает: участие в физкультурно-оздоровительных досугах, семейных праздниках; привлечение родителей к участию в подвижных играх; обучение конкретным приемам и методам оздоровления (самомассаж, дыхательная гимнастика); в качестве примера успешной работы по взаимодействию ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников проводятся совместные интегрированные занятия с участием родителей.

Совместные физкультурно-оздоровительные занятия с родителями возможность приобщить взрослых к двигательной деятельности с детьми. Занятия повышают их заинтересованность в оздоровлении ребенка, способствуют приобретению родителями и детьми разнообразного двигательного опыта, учат взаимодействовать, снимают чувство неуверенности. Отличительная особенность этих занятий в том, что родители не только помогают педагогу, но и становятся индивидуальными тренерами своего ребенка. А это помогает детям, и родителям и педагогам гармонизировать детско-родительские отношения, устанавливать межличностное общение ребенка и взрослого, сформировать умение выполнять движения в детско-родительской паре.

Проводятся такие занятия 1 раз в месяц. Принципы взаимодействия взрослых и детей на занятиях:

«Помоги, но не навреди!», «Заинтересуй, но не настаивай!», «Помни о том, что каждый ребенок – индивидуальность!». Занятия проводятся в игровой форме или объединены сюжетом, темой. Игровой метод проведения занятий облегчает процесс запоминания, освоения и совершенствования упражнений, повышает эмоциональный фон проведения занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей детей.

Занятия включают в себя выполнение различных физических упражнений: парные, основные, танцевальные, подвижные игры, игры-эстафеты.

Каждое занятие состоит из традиционных трех частей:

Вводно-подготовительной: Цель: настроить взрослых и детей к предстоящей совместной двигательно-игровой деятельности и подготовить организм к физической нагрузке (различные виды ходьбы и бега в детско-родительской паре).

Основная часть: Цель: формировать у родителей и детей умение выполнять физические упражнения в детско- родительской паре (ОРУ, ОВД, подвижные игры).

Заключительная часть: Цель: восстановить дыхание, раскрепостить взрослых и детей (игровые упражнения, игры нравственного содержания).

Каждое занятие предполагает интеграцию образовательных областей ( «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»). Такая организация учебно-воспитательного процесса позволяет формировать у детей целевые ориентиры. Совместные физкультурные занятия, тесное сотрудничество инструктора, педагогов групп и специалистов детского сада, позволяют повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в плане педагогического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и взрослым. Родители с удовольствием посещают такие занятия, проявляют желание заниматься физкультурой вместе с ребенком. Совместная двигательная деятельность раскрепощает их, способствует более эффективному эмоциональному общению c детьми. Такая деятельность не ограничивается участием только родителей, ведь физкультурно-досуговой деятельностью совместно с детьми могут заниматься бабушки и дедушки, старшие братья и сестры.

Многие родители признают действенным средством физического воспитания детей воспитание на личном примере. Это правильно, но немалую роль в формировании осознанного отношения к своему физическому развитию у ребенка играет момент состязания в различных эстафетах, соревнованиях, конкурсах.

Игры отличаются своей динамичностью и простотой, так как рассчитаны на любой возраст участников и не требуют дополнительного времени на разучивание

Хорошей традицией в детском саду может стать организация выставок детских работ, фотовыставок, которые организованы в группах по теме: «В здоровом теле здоровый дух!». Так же в группах при содействии родителей оборудованы спортивные центры. Совместная спортивная деятельность детей и взрослых полезна и необходима.

При организации, такой работы отмечаются следующие положительные моменты:

Родители могут увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что способствует пересмотру методов и приемов воспитания.

Они постепенно убеждаются, что их участие в организации и проведении совместных спортивных мероприятий важно для здоровья их ребенка.

Способствует эмоциональному сближению взрослых и детей.

Дети с удовольствием повторяют освоенные упражнения дома, на прогулке, в свободное время вместе с родителями.

Родители активно участвуют во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в ДОУ. Таким образом, организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по вопросам физического воспитания строится на признании главенствующей роли родителя как первого воспитателя ребенка, создании атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, что позволяет раскрыть и развивать потенциальные возможности маленького человека.

Библиографический список:

  1. Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. //. Панорама, 2009.
  2. Бабич, О. В. Взаимодействие ДОУ и семьи в целях формирования здоровья и гармоничного развития детей // Инструктор по физкультуре. – 2009. – № 3. — с. 60- 67.
  3. Дьякова, Т. А. Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей // Инструктор по физкультуре. – 2009. –№ 2. – с. 100-105.
  4. Попова, М. Н. Навстречу друг другу: Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ/ Автор – составитель М. Н. Попова. Спб., 2001.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год