Сценарий воспитательного мероприятия» «Мама, папа, я — туристическая семья» для детей 5-7 лет и их родителей |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Козырь Наталья Валерьевна Рыжов Николай Петрович Ковников Давыд Николаевич Сангаджиев Василий Ахмедович | |||
28.10.2024 23:29 | |||
Сценарий воспитательного мероприятия» «Мама, папа, я — туристическая семья» для детей 5-7 лет и их родителей ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Аннотация: В России и в нашем регионе проходит год семь и детства. И цель нашей методической разработки является развитие и широкая пропаганда семейного туризма. Туризм служит надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил. Это одна из самых привлекательных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска для детей и родителей. Семейные туристические слёты (походы) оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности.
Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают. Очень часто возникает ситуация, что семья не подготовлена к походу, не знает и не владеет элементарными туристскими навыками. Данное мероприятие является одним из решений обозначенной проблемы. Проведение туристического слёта для детей и родителей предусматривает совместное выполнение заданий, направленных на приобретение детьми родителями теоретических и практических туристских знаний, и навыков. Материал методической разработки предназначен организаторам летнего отдыха: инструкторам по физической культуре, педагогам, воспитателям, представителям общественных организаций; всем, кого волнует проблема развития активного позитивного досуга детей и родителей. Цель: Создание условий для совместного семейного отдыха, сплоченности, укрепления и оздоровления семьи через организацию и внедрение элементарных форм детского туризма. Задачи:
Участники мероприятия: дети подготовительных групп и их родители. Формируются команды по равному количеству участников. Каждая команда готовит название, девиз, нагрудные эмблемы на каждого участника, с названием и соответствующими символами. Место проведения: территория детского сада (участки, спортивная площадка, сооружения и тд.). Организация туристического слёта. Туристический слет состоит из нескольких этапов:
Спортивная, экологическая; медицинская; туристическая. 4 – Привал. 5 – Игровая деятельность детей. 6 – Подведение итогов, фото, сбор в детский сад. 7 — После мероприятия педагоги с детьми организует выставку поделок из природного материала, рисунков детей на тему: «Туристические красоты Ямала» для родителей. Предварительная работа детьми проводилась в течении месяца:
Оборудование: секундомер, свисток, музыкальный центр, шары надувные, рюкзаки, компасы, верёвки для вязки узлов, верёвки для турполосы, спички, 2 обруча, 2 удочки, конусы, кольца по количеству участников, 2 кольцеброса, дрова, карта, набор рыбок для рыбалки, туннель, верёвки, бревно, кочки для болота, резинка, канат, 2 палатки, бинты — 20 штук, аптечка- 2 шт. Действующие лица: 2 ведущих, спортик, доктор Айболит, турист, тундровичёк. Ход мероприятия: На территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга размечаются точки туристического маршрута. На каждой станции детей и их родителей будет ждать герой с заданием. Для каждой группы формируется маршрутный лист, схематично изображающие территорию и направление движения от станции к станции. Ведущий группы командир команды. Время на прохождение маршрута 40 минут. Звучат фанфары. Площадка украшена шарами. Дети и взрослые одеты в спортивную форму (с нагрудной эмблемой), под звуки марша выходят и строятся по периметру. Ведущий 1: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Здравствуйте, друзья! Ведущий 2: Мы рады приветствовать вас на летнем семейном слёте туристов! Ведущий 1: Всех, кто не боится дальних дорог, кто ждёт с нетерпением встречи с солнцем, ветром, костром и палаткой, зовут туристами. Вот и мы сегодня собрались здесь на слёт юных туристов и их родителей. Ведущий 2: Через несколько минут здесь начнутся весёлые состязания под девизом: «Мама, Папа, Я- туристическая семья». Ведущий 1: К торжественному маршу приготовиться! Шагом марш! (Команды с эмблемами на груди маршируют в заданном темпе, сохраняя шеренгу, по физкультурной площадке). Туристический слёт дошкольников и их родителей «Мама, Папа, Я- туристическая семья- 2024 года» объявляется открытым! (ФАНФАРЫ!). Ведущий 2:А теперь давайте познакомимся с командами! Команды! Равняйсь! Смирно! Капитаны команд представьте свои команды! Приветствие команд. (Каждая команда приготовила своё приветствие). Ведущий 2: Все, собрались. Мы здоровы. Бегать и играть готовы. Дети и родители: Да. Ведущий 2: Ну, тогда подтянись, не зевай, не ленись. На разминку становись! РАЗМИНКА ТУРИСТА. (Под танцевально-ритмическую музыку ведущий проводит разминку) Ведущий 1: А теперь, давайте проведем разминку для ума. Отвечайте на мои вопросы (капитан команды, которая готова ответить поднимает руку и команда отвечает):
Ведущий 2:Молодцы, отлично размялись, а теперь пора и в путь. Ведущий 1: К месту каждого этапа команды добираются по карте. Капитаны команд, подойдите, получите маршрутный лист (карту). (Капитанам вручаются карта-схема, в которой обозначены маршруты, прохождения по станциям. Команды проходят от станции к станции, выполняя предложенные задания и соревнуясь между собой). Ведущий 2:Ребята, будьте предельно внимательны, доброй дороги! 1. Станция «Спортивная» На станции спортивной, детей и их родителей встречает Спортик, который объясняет и показывает, как правильно проходить полосу препятствий. Дети и их родители проходят полосу препятствий, демонстрируя такие качества, как ловкость, смелость, выносливость, быстроту. Спортик: Здравствуйте ребята и родители! Дети и родители: Здравствуйте! Спортик: Вы готовы продемонстрировать свои физические качества. Дети и родители: Да. Спортик: Тогда слушаем мои задания и проходим на время полосу препятствий. Команды проходят по очереди полосу препятствий на время. Полоса препятствий: 1. «Переправа». Верёвки находятся параллельно друг другу. Нижняя веревка лежит наземле. Расстояние между нижней и верхнейверевкой —в рост ребенка. Веревки натягиваются очень туго. Ребенок передвигается боком, держасьруками за верхнюю веревку и переступая приставными шагами по нижней. На нижнюю веревку становятся ногами, за верхнюю держатся руками, взрослый рядом, страхует. 2. «Мышеловка» — все участники команды, друг за другом, ползут на четвереньках через тоннель. 3. «Бревно» — взрослый и ребенок в паре, приставными шагами, держась за руки, передвигаются по бревну (ребёнок), по земле родитель. 4. «Паутина» — все участники команды, друг за другом, пролезают через резинку (в виде паутинки), натянутую между двумя стойками. 5. «Болото» — все участники команды, друг за другом, преодолевают условное болото ступая только по кочкам (твёрдые модули). 6. «Крепкий узел» -все участники команды должны завязать крепкий узел. Спортик: Молодцы, справились с заданием. И теперь Вы можете продолжить своё путешествие. Доброго пути! Ведущий 1: Полоса препятствий пройдена! Команды, посмотрите на карту! В каком направление нам нужно двигаться? (просмотр карты, определения движения направления. Приложение №1) Правильно! Станция медицинская. Наша дорога полна препятствий. И мы должны уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. В путь! 2. Станция «Медицинская» На станции медицинской, детей встречает доктор Айболит, который принимает маленькие экзамены у ребят и их родителей. Команды показывают свои навыки в оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Отвечают на вопросы, какие лекарственные растения можно использовать в лесу. Айболит: Здравствуйте ребята и родители! Дети и родители: Здравствуй, доктор Айболит! Айболит: Очень рад видеть вас у себя и готов поделится с вами своими секретами. Решение проблемных ситуаций. Решение проблемных ситуаций:
Айболит: Молодцы ребята и родители, теперь вы все знаете и справитесь с любыми трудностями. До свиданья. Ведущий 2: Куда же нам следует идти? (просмотр карты, определения движения направления. Приложение 1) Правильно! Держим путь к стойбищу. 3. Станция: «Экологическая» На станции детей встречает герой «Тундровичок» Тундровичок: Здравствуйте! Разрешите представиться. Далеко в лесу живу Грибы, ягоды люблю, Знаком мне каждый пень, сучок, Я – озорной тундровичок! Дети и их родители: Здравствуй, тундровичок! Тундровичок: Я загадки приготовил для вас, Отгадать вы их готовы, сейчас? Указать ответы Дети и родители: Да. Тундровичок: 1. Чуток, строен и высок, гордо голову несёт. От рогов густая тень, вот красивый зверь… (Олень) 2. В тундре белый лис гуляет, мышек маленьких пугает. Очень хитрый он ловец. Как зовут его… (Песец) 3. На болотах северных королева-ягодка, Красная и сочная, кислая на вкус. Ягодка лечебная, стебель низко стелется; Собирать ту ягодку я не поленюсь. (Клюква) 4. Красной смородины вкус этой ягоды. Внешность малины, а цвет-то — оранжевый! Куст невысокий. Ту ягодку встарь Нежно назвали "болотный янтарь". (Морошка) 5. Ягодки чёрные, вкусные, сочные; Родина ягодок этих — тайга. Кустики ценятся прямо с листочками, Ягодки кушай, листочки — на чай. (Черника) Тундровичок: Молодцы ребятки, отгадали все загадки! Ребята, а какие ещё звери живут в нашем крае? Я сейчас вам буду показывать следы животных, а вы попробуйте угадать, какой зверь наследил? Показывает картинки со следами белого медведя, зайца, оленя, волка (Приложение №2). Дети отгадывают, родители помогают. Тундровичок: Ребята и их родители, сейчас мы пойдём с вами в стойбище. Все участники идут за тундровичком. Тундровичок: Ну, вот мы с вами и пришли в стойбище. А каких коренных жителей Ямала вы знаете? Дети и их родители: Ханты, ненцы, манси, селькупы… Тундровичок: Отгадайте загадку: В тундре голой и холодной, Он стадо оленей пасёт. Зря тут бродит волк голодный, Потому что это стадо стережёт… (Оленевод) Профессия — оленевод очень почётна для народов севера, ведь олень – это и средство передвижения, и еда, и одежда. Круглый год оленеводы пасут огромные стада оленей. А чем ещё занимаются коренные жители севера? Дети и их родители: Охотой, рыбалкой. Тундровичок: В наше время у народов ханты и ненцев есть свой праздник – «День оленевода и охотника», во время которого проводятся различные соревнования: борьба, перетягивание палки, тройной прыжок, прыжки через нарты, набрасывание тынзяна на хорей, гонки на оленьих упряжках. В конце соревнований выбирают самого лучшего оленевода и охотника. Я предлагаю вам ребята вместе с родителями по очереди пройти эстафету «Оленевод» и посмотреть способны ли вы стать оленеводами и охотниками. Тундровичок: Участники команды добегают до озера (обруча) с рыбками, берут удочку ловят одну рыбку, снимают с крючка и убирают в ведро, кладут удочку. Затем продолжают движение до ограничительной линии, набрасывает кольцо на кольцеброс «рога оленя». Затем возвращается к команде и передают эстафету. Тундровичок: Молодцы! Настоящие оленеводы! Дорогие ребята, я очень рад нашей встрече. Знайте, любите и уважайте наш северный край — наш Ямал! До новых встреч, до свидания! Ведущий 1: Очень было интересно у тундровичка в гостях! А куда нам теперь идти? (просмотр карты, определения движения направления. Приложение №1) Правильно! Идем на туристическую станцию. 4. Станция: «Туристическая» На станции детей встречает Турист. Здесь дети показывают свои навыки и умения в установлении палатки; виды костров и правила разведение костра; ориентировки на местности по компасу и знания топографических условных знаков. Турист: Здравствуйте туристы! Вы готовы продемонстрировать свои туристические навыки. Дети и их родители: Да. Турист: Тогда слушаем мои задания. Выполняют задания Туриста.
Турист: Молодцы туристы, справились с заданием. И теперь Вы можете продолжить своё путешествие. Доброго пути! Ведущий 2:Вот и подходит наше путешествие к концу. Обязательно нужно беречь природу, чтобы наш мир был прекрасен и были замечательные места родного края для активного отдыха. Но перед тем как сделаем привал, давайте расскажем:
Ведущий 1: Все верно! А теперь мы сделаем привал, пока мы подсчитаем баллы. «Привал» На привале все отдыхают, поют одновременно песню «Вместе весело шагать по просторам». Туристы очень любят отдыхать около костра и петь песни. Около импровизированного костра дети и их родители встают в круг и исполняют песню, делятся впечатлениями, перекусывают и пьют чай, а также играют в игры (Приложение №4). Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш тренировочный поход! (Объявляется построение команд на площадке для подведения итогов турслёта и награждения команд грамотами и призами: «Турист — 2024». Грамоты м призы вручают ведущие. Построение. Награждение участников. Фото на память). Ведущий 2:Вот и подошел наш семейны й туристический слёт к концу. Любите край, в котором мы живем. Всем мира, тепла и добра! (Дети и их родители прощаются с сказочными героями и уходят в детский сад на организованную выставку детей для родителей «Туристические красоты Ямала»). Использованная литература:
Приложение №1
Приложение №2 Медведь Волк Лиса Приложение №3 Топографические условные знаки: Приложение №4 «Игровая деятельность детей» Подвижная игра «Отбивка оленей» Дети делятся на две команды. На одной половине игрового поля – «охотники», на другой – «олени». У охотников в руках мягкие мячи. По сигналу дети начинают передвигаться, имитируя оленей, на своей половине. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начни!» охотники метают мячи по ногам оленей – начинают отбивку оленей. «Олень», в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Затем подсчитываются «отбитые олени» и дети меняются ролями. Игра «Белый шаман» Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга -водящий. Это белый шаман – добрый человек, он становится на колени и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
|